В наиболее цивилизованных государствах древнего мира пожары уничтожали густонаселенные города. Гибло население, уничтожались значительные материальные ценности. До наших дней дошли сведения о многих пожарах того периода. Так, в 1400 году до н. э. был полностью уничтожен огнем город Кносс, расположенный в центре Северного Крита. В 146 году до н. э. римлянами был сожжен рабовладельческий город-государство в Северной Африке Карфаген, при этом в огне погибло более 50 тысяч человек.
О том, что пожары уже в ту пору были большим бедствием, свидетельствуют меры наказания за неосторожное обращение с огнем. Первое упоминание об этом дошло к нам из Вавилона и Ассирии, расположенных на территории нынешнего Ирака. Ассирийское право характеризуется исключительной жестокостью наказаний. Во времена царя Хаммурати (1800 г. до н. э.) действовал свод ассирийских законов, 25-й пункт которых гласил: «Если в каком-либо доме вспыхнет пожар, и лицо, помогающее его тушить, крадет орудия борьбы с огнем, то его следует бросить в пламя». Из этих строк следует, что соседи были обязаны тушить пожар. Судя по мере ответственности за кражу «орудий борьбы с огнем», последние имелись в ограниченном количестве и дорого стоили.
Жестокость наказания за неосторожное обращение с огнем характерна не только для Ассирии. В Древнем Китае во время правления династии Шан (1600 - 1100 гг. до н. э.) человеку, разбрасывающему по дороге пепел, рубили руку. В 1100 г. до н. э. в период правления династии Ижау стали назначать чиновника, в ведение которого входило «обновление огня», который добывали в то время трением. Очевидно, что такая мера не была случайной, так как постоянного контроля требовало не только поддержание огня и запасов топлива, но и распространение пламени за пределы очага. Это первая на государственном уровне мера предупреждения пожара.
Исходя из этой предпосылки можно сделать вывод, что древний человек стал понимать роль различных преград огню, в качестве которых он применял, например, воду. Таким образом, человечество пришло к пониманию необходимости хранения запасов воды для борьбы с огнем. Известен ряд сооружений, возведенных много тысячелетий назад. Первыми среди них были всевозможные емкости, расположенные неподалеку от жилищ, естественные или искусственные водоемы, питавшиеся ключами или дождевой водой. Позднее научились отводить воду во время половодья из больших рек в озера, пруды. Такие сооружения были известны в Ассирии, Египте, Палестине. По данным археологов, некоторые водохранилища были построены 6000 лет назад. Во время правления в Египте Мина (ок. 3000 лет до н. э.) на реке Нил была построена плотина, откуда с помощью канала длиной 12,5 мили вода отводилась в искусственное озеро. Так была решена проблема водоснабжения новой столицы - Мемфиса.
Особое значение приобретало хранение воды для государств, расположенных в зоне пустынь. В распоряжении караванов или воинских отрядов по дороге в Палестину имелся колодец, окруженный каменной стеной с 20 башнями. В пустынных местностях воду хранили в бурдюках, а в некоторых местах люди античного мира подавали воду на небольшие расстояния по каналам, сшитым из кож крупного рогатого скота и других животных.
В период III - I тысячелетий до н. э. во многих государствах наблюдается строительство гидротехнических сооружений. В 2200 г. до н. э. были созданы различные сооружения «Великого Юя» в Китае, обеспечена подача родниковой воды на о. Крит в Греции. Важнейшим достижением древности в области использования грунтовых вод было строительство «канатов», искусственных подземных русел (акведуков), отводивших на большие расстояния воды источников или водоносных слоев. Первые «канаты» были построены в Армении. Синноры, или туннели для воды, стали известны в Палестине ранее 1200 г. до н. э. Один из таких туннелей, построенный около 700 г. до н. э., сохранился до наших дней на западной окраине Иерусалима (Силоамский туннель). Его длина 1750 футов(1 фут = 0,305м). Проходил он под городской стеной и подавал воду в город.
Наиболее древний и достоверный документ пожарного дела представляет собой каменную плиту, хранящуюся в Лондонском национальном музее. Этот памятник в камне, изготовленный 2800 лет назад, рассказывает о штурме города Нимруд (Вавилон). С его башен защитники выпускали в боевые порядки атакующих горящие стрелы и забрасывали их факелами. Нападающие тушили их водой из «емкостей с длинными ручками». Так гласит надпись на камне. Это первое упоминание о пожарной технике вообще. И еще одно свидетельство о борьбе с огнем запечатлено на этой плите. Боевые колесницы, оснащенные таранами для пробивания стен, применялись для разрушения горящих зданий. Эта краткая запись свидетельствует, что люди уже тогда понимали: в первую очередь необходимо сбить пламя, а уже менее интенсивное горение можно заливать водой. Этот опыт, по-видимому, пришел из глубокой древности, по аналогии тушения костров, которые легче было гасить, вытаскивая из середины горящие поленья.
Греческая цивилизация, пришедшая в начале железного века на смену Египту и Вавилону, оказала заметное влияние на развитие науки и техники. На земле Древней Эллады в VIII - VI вв. до н. э. сформировались рабовладельческие города-государства с узкими улицами, одно-двухэтажными домами из сырца на каменном фундаменте. Однако, даже несмотря на использование в строительстве негорючих материалов, в конце II тысячелетия до нашей эры некоторые из этих поселений были уничтожены пожаром. В целом имеющиеся материалы о мерах предосторожности и борьбе с огнем весьма скупы, но они бесспорно свидетельствуют о первых попытках предупредить пожары или ограничить размеры последствий от них. Так, в Древней Греции запрещалось зажигать огонь рядом с храмами. Предположительно это запрещение связано с поступком Геростата, который, чтобы снискать себе известность, в 356 г. до н. э. поджег храм Артемиды в Эфесе. Если огонь приближался к зданию, то для его защиты обкладывали стены здания сырой кожей и пытались сбить пламя водой, поливая очаг с помощью «бамбуковых трубок». В V - IV вв. до н. э. для растаскивания горящих жилищ римляне использовали длинные жерди, а для доставки воды к месту пожара использовали глиняные кувшины с двумя боковыми ручками. Это позволяло подносчикам переносить большее количество воды с максимально возможной скоростью.
Первое упоминание о наличии специальных команд для борьбы с пожарами связано с древними Китаем и Японией. Так, появление пожарных команд в Китае датируется IV в. до н. э. Их отличала специальная форма, а при выезде на пожар перед ними в обязательном порядке следовал оркестр. В целях предупреждения возгораний при наступлении темного времени суток жителям запрещалось разжигать костры. За нарушение этого запрета виновные наказывались сотней ударов кнута, а если неосторожные действия приводили к пожару, то виновному отсекали голову. В период правления династии Хань (III в. до н. э.) в Китае появляются соответствующие учреждения, управляющие пожарной охраной города и императорского дворца. Непосредственное руководство этими учреждениями возлагалось на чиновников, заведующих общественным порядком. Наблюдение за городом осуществлялось со смотровых вышек. Важнейшим достижением древних китайцев в противопожарной безопасности жилищ следует считать перенос очага для приготовления пищи и запасов топлива в специально отведенные места. По существовавшему тогда поверью с целью предохранения от пожаров на коньках крыш укрепляли клюв совы.
В Древней Японии в пожарных командах действовала военная дисциплина. Личный состав жил в казармах. Под головой у каждого пожарного во время сна лежало полено, по которому в случае тревоги дежурный бил деревянным молотком. Для своевременного обнаружения загораний японцы также ввели наблюдение за жилыми районами с наблюдательных вышек.
Вместе с появлением упомянутых начал в деле организации борьбы с огнем, созданием пожарных команд, введением наблюдательных вышек люди пытались остановить огонь и религиозными заклинаниями. Для изгнания злого бога Фудо жрецы и чиновники в праздничных одеяниях пытались погасить пламя ароматом курильниц. Изображение бога огня во время пожара размещали на крышах не охваченных пламенем домов, чтобы уберечь их от воспламенения. Подобными «методами» пытались тушить пожары и в более позднее время. Как в Древнем Китае, так и в Японии пожарные команды оснащались бамбуковыми лестницами, топорами, вилами, средствами для растаскивания стен. Тактика тушения заключалась в разрушении горящих домов и создании мертвой зоны путем сноса близлежащих построек.
В период расцвета первых цивилизаций особенно бурно развивалась техника, способствующая ведению войн. Постоянная опасность нападения заставляла укреплять города стенами, оборонительными сооружениями. Необходимость ведения осады городов требовала создания осадных и оборонительных машин. И именно здесь мы видим некоторые технические изобретения по тушению огня и предотвращению распространения пламени, которые использовались лишь в военной технике. Сосуды с водой, как свидетельствует Афиней Механик (II в. н. э.), были обязательной принадлежностью осадных машин. Об этом же пишет и Марк Витрувий Поллион (I в. до н. э.). В описании Первой Пунической войны между Римом и Карфагеном (264 - 241 гг. до н. э.) древнегреческий историк Полибий (220 - 146 гг. до н. э.) упоминает о том, что «осадная техника имела и противопожарные приспособления». Что представляли собой эти приспособления, ответить трудно, так как историк, к сожалению, не привел их описания. Однако в более поздних источниках такие сведения имеются. Вот как описывает архитектор Апполодор (II в. н. э.) противопожарное оборудование «черепахи» (осадной военной машины): «Для предотвращения мест, которые наиболее подвержены действию зажигательных стрел, употребляются в качестве водопроводных труб воловьи кишки. Они гонят воду вверх, если начать сжимать приставленные к ним внизу кожаные меха, наполненные водой. Когда же загорится верх крыши, куда трудно попасть для тушения, и когда нет инструмента, который называется пожарной кишкой, то в таком случае наставляют одно на другое просверленные тростниковые колена... и направляют их на то место, куда надо подавать воду». Об этих приспособлениях упоминают и другие авторы. Кроме того, для предохранения башен от огня их крыши обивали досками, преимущественно пальмовыми или из другого крепкого дерева. Поверх досок укладывали толстый слой глины, смешанной со свиной или козьей шерстью. Воины Александра Македонского для защиты от зажигательных стрел на крышах осадных машин закрепляли чехлы из свежевыделанных шкур.
В IV в. до н. э. было обнаружено, что водные растворы некоторых химических соединений также предотвращают горение. Первые достоверные сведения о применении древними римлянами для борьбы с огнем раствора уксусной кислоты относятся именно к этому периоду. Для этих же целей использовался и раствор квасцов, который употребляли для пропитки деревянных конструкций, используемых при строительстве укреплений. Благодаря использованию этого средства ни одно строение не сгорело, а город удалось отстоять. Упоминание об этих растворах встречается в литературе и после (I в. н. э.). На осадных орудиях их применяли следующим образом. На дощатых крышах «черепах» укладывали сплетенные из мелких свежих прутьев щитки. Все это закрывалось кожами, а сверху накладывался толстый слой болотной осоки или морской травы, смоченной уксусом. Это служило хорошей защитой от зажигательных стрел.
Боевую технику приходилось защищать не только на суше, но и на море. Большой ущерб флоту наносило использование «греческого огня», изобретенного сирийским архитектором Калинником. Его состав включал в себя нефть, смешанную с асфальтом, смолы, негашеную известь и другие вещества. Такая смесь при воспламенении не поддавалась тушению обычными средствами. Вода не только не гасила, а наоборот, усиливала горение. «Греческий огонь» хорошо держался на поверхности воды благодаря наличию в его составе льняного масла. Первыми нашли защиту от этого огня арабы, которые начали обивать борта боевых кораблей и щитов до ватерлинии свинцовыми листами. Был и другой способ, которым пользовались египтяне. Они прикрывали деревянные конструкции войлоком, пропитанным уксусом.
Эволюция развития простейших водоподъемных машин хорошо известна. Это черпак, журавль, шадуф, архимедов винт и другие. Непосредственно для тушения использовались лишь различные сосуды. Форма поршневого насоса известна со времен раннего эллинизма. Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) знал всасывающий насос. Движение управляемого поршня в цилиндре использовалось в древности и в бамбуковом воздушном насосе, служившем для разжигания огня. Известно, что Гиппократ упоминал о наиболее примитивной форме устройства для подачи узкой струи воды. Оно представляло собой свиной пузырь с вставленной в него костяной или металлической трубкой. При давлении на пузырь вода разбрызгивалась через упомянутую трубку. И, наконец, «бамбуковые трубки» для тушения в Элладе были также поршневыми насосами. Во II -1 вв. до н. э. один из крупнейших представителей знаменитой александрийской школы механиков Ктесибий изобретает двухцилиндровый поршневой насос, снабженный всасывающими и нагнетательными клапанами, рычагом-балансиром для ручного привода и другими элементами. Труды его не сохранились в подлинниках, но в работах Витрувия, Герона и других ученых есть описание его изобретений. Некоторые авторы по истории механики приписывают ему изобретение поршня, движущегося в цилиндре. Однако, как было показано выше, это неверно. Поэтому можно предположить, что выдающийся механик использовал в своем изобретении разработанный многими народами простейший насос с цилиндром и поршнем.
Вот как описывает Витрувий насос Ктесибия для подъема воды на наибольшую высоту. «Она (машина) должна быть из бронзы, и в основе ее лежат два цилиндрических сосуда на незначительном расстоянии друг от друга, имеющих трубы вилообразной формы, симметрично сходящиеся в особый сосуд, расположенный между ними. В этом сосуде должны быть сделаны клапаны, помещенные у верхних концов труб.., которые не дают выходить обратно тому, что давлением воздуха было вкачано в сосуд. Поверх этого сосуда плотно приделан, наподобие опрокинутой воронки, колпак, который соединяется с сосудом. Поверх колпака в высоту приделывается труба, называемая насосом. Что касается цилиндрических сосудов, то они имеют внизу клапаны... Цилиндрические сосуды вводятся в действие посредством подъема штанг и рычагов. Поршни нагнетают воздух, который будет находиться там (в цилиндрах) вместе с водой; в силу закрытия нижних отверстий клапанами напорное давление через верхние клапаны труб будет выпирать воду з серединный сосуд, а оттуда колпак, получая толчки воды, вгоняет ее по своей трубе вверх. И таким образом из более низкого места при помощи устроенного резервуара вода подается для того, чтобы бить фонтаном... Насос приводится в движение водяным колесом». Это первое описание в литературе поршневого насоса. В основе этого толкающего водяного насоса лежит система «цилиндр - поршень» и применение впускных и выпускных клапанов. Конструкция насоса была столь удачной, что спустя тысячелетия он изменился незначительно. Герои Старший, живший в ! - II в. н. э., внес в конструкцию насоса ряд усовершенствований. Основу его насоса, как и «машины» Ктесибия, составили два металлических цилиндра, которые соединялись между собой трубой, имеющей открывающийся наружу клапан. В дне цилиндров делали отверстия, которые закрывались гладкими шарнирными пластинами (заслонками клапанов). Вертикальная вилообразная труба снабжена краноподобной насадкой, через которую выбрасывается вода. Введение подвижной вертикальной трубки расширило возможности насоса, так как стало возможным в небольших пределах изменять высоту подачи струи воды. Одновременно была решена задача подачи струи воды в любых направлениях. В своей книге Герои пишет; «Наклоняющаяся и поднимающаяся трубка позволяет брызгать воду на определенную высоту, но не позволяет направить ее в определенную сторону. Для этого надо повернуть всю машину, что, однако, можно проделать очень медленно и осторожно только в случае крайней необходимости. Но для того, чтобы легче разбрызгивать воду в любом направлении, разделим первую трубку на две прочно связанные между собой части. Нижняя часть этой трубки соединена с трубкой, соединяющей оба цилиндра, тогда как верхняя часть, к которой примыкает раздвоенная трубка с насадкой, соединена с нижней таким образом, что она может вращаться вокруг своей вертикальной оси и при одновременном наклоне трубки направлять струю воды в любом направлении...»
Труба действительно делится на две части, концы которых загнуты. К ним присоединена другая трубка с разветвленными концами. Вследствие этого мундштук можно было поднять или опустить. Так как нижняя часть этого узла могла поворачиваться вокруг вертикальной оси, то мундштуку можно было придать любое направление в пространстве. Забегая вперед, можно отметить, что в более поздних конструкциях лежит тот же принцип. Сам насос расположен в ящике, куда для работы насоса заливали воду. Отсюда пожарные насосы позднее получили и другое название - «заливные трубы», которое встречается в литературе вплоть до XX века.
Некоторые авторы считают Герона учеником Ктесибия. Однако это неверно, так как Герои жил в I - II в. н. э.