Цель РУБИН ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ - предложение широкого спектра услуг по низким ценам на постоянно высоком качестве.

Спасательные устройства

Цель всех противопожарных мер - предупреждение возникновения пожара и ограничение размеров его последствий. Среди этих мер особое место занимает спасание людей во время пожара. Самым древним средством для достижения этой цели являлась обыкновенная веревка - длинный шнур с петлей на конце. Известны также «спускные» веревки длиной до 21 метра с цепью и небольшим якорем (кошкой) на одном из концов. По всей длине шнура через каждые 35 сантиметров вязались узлы, служившие опорой рукам и ногам. Для закрепления веревок лазальщики использовали не только предметы мебели, оконные переплеты, а также специальные гвозди, которые забивались в пол или стены горящего помещения.

Со временем это простейшее устройство усложнялось. Веревку стали наматывать на ролик, который пожарные носили у себя за спиной. Изменения были внесены и в технологию изготовления шнуров - их стали плести из волокон асбеста и горного льна, выдерживающих высокую температуру.

Если самоспасание пожарных с помощью веревок не представляло особых трудностей (учитывая этажность зданий), то эвакуация пострадавших от огня представляла сложную операцию. Веревку обвязывали вокруг туловища одним концом, а затем, удерживая в руках другой конец веревки, постепенно опускали пострадавшего. Для равномерного спуска требовались большие усилия пожарных, нередко сопровождавшиеся травмами их рук.

Решение этой проблемы было найдено в XV в. знаменитым итальянским ученым Леонардо да Винчи. Известен его рисунок, на котором изображено простое спасательное приспособление. Оно представляет собой цилиндр длиной 25 см и толщиной около 4 см, на поверхности которого имеется три витка винтовой нарезки. Когда веревка проходит по этой нарезке с грузом, из-за возникающих при этом сил трения происходит торможение.

Это устройство получило широкое распространение на практике. Так, например, сохранились сведения о его использовании на шахтах Силезии в начале XIX в. По сообщению немецкого историка Ф. Фельдхауса, спасательное устройство великого ученого использовалось и в начале нынешнего столетия.

Принцип искусственного торможения скользящей по металлической поверхности веревки был использован во многих спасательных устройствах. В одном из них через кольцо несколько раз протягивали веревку. При спуске ее потравливали через кольцо, и за счет сил трения скорость могла регулироваться. Подобным образом происходил и спуск при помощи карабинов, представляющих собой грушевидное кольцо с пружиной для поджатия защелки кольца.

С повышением этажности зданий в городах и возникновением в этих зданиях пожаров, сопровождающихся человеческими жертвами, появилась необходимость в новых спасательных средствах, позволяющих производить эвакуацию людей из верхних этажей. В технических предложениях недостатка не было. В конце XIX в. пожарные команды использовали при спасательных операциях различные устройства. В нескольких странах с успехом применялся тормоз Шмаля, представляющий собой медную литую конструкцию с двумя прорезями, разделенными пластинкой, через которую пропускалась веревка. При работе конец веревки закреплялся в помещении, а к кольцу пристегивали карабин рукавной задержки или спасательного пояса. Спускаемый, поддерживая конец веревки, отталкиваясь ногами от стены, опускался вниз.

Тормоз Бауера, нашедший также широкое применение, напоминал гребень, между зубцов которого пропускалась веревка.

В 1878 г. Джон Лейскал изобретает спасательный автомат, в котором барабан с веревкой был связан двойным цилиндром. Вращением последнего специальным канатом регулировалась скорость спуска. По сравнению с устройством Леонардо да Винчи в нем нет ничего нового. Правда, спустя 11 лет Лейскал создает спасательное устройство с автоматическим регулированием скорости спуска. С помощью этого автомата можно было эвакуировать двух человек одновременно.

Простой конструкцией отличался змеевидный спасательный тормоз Клерке, служащего пожарного депо из г. Франкфурта-на-Майне. Он изготавливался из металлического прутка. Отсутствие подвижных частей и симметричное расположение обоих концов тормоза исключало возможные ошибки при его использовании. При необходимости пожарный привязывал к какому-либо предмету в доме один конец веревки, вставлял в нее тормоз в удобном для себя месте, а спасательный пояс прикреплял к петле тормоза. Второй конец веревки опускался на землю и слегка натягивался вторым пожарным. Во время спуска он натяжением веревки мог регулировать скорость движения.

С помощью змеевидного тормоза скоростью спуска мог управлять и пожарный, находящийся в здании. Для этого он привязывал к груди спасаемого канат, закреплял тормоз на веревке немного выше места крепления своего пояса, к которому затем цеплялась нижняя петля тормоза. Еще более удобной в эксплуатации была инерционная рулетка Баумейстера, запатентованная в Германии. Скорость спуска в ней регулировалась весом. Для остановки движения служил эксцентриковый рычаг.

К старейшим спасательным устройствам относятся и лестницы, которым была посвящена одна из предыдущих глав.

Несколько другой принцип спасания людей при пожарах был предложен в 1905 г. А. Гераном. Он разработал спасательное устройство в виде веревочной лестницы, которая при перемещении рычага, установленного в комнате, автоматически выбрасывалась из чердачного помещения.

Наличие спасательных устройств еще не означает положительного исхода. Успех спасательной операции во многом зависит от психологического состояния как спасаемых, таки спасателей. Эти и другие вопросы, касающиеся способов спасания, самих устройств, в 1879 г. рассмотрела особая комиссия пожарных специалистов в Брюсселе. Членами комиссии было проанализировано свыше 80 различных предложений, на которые авторам были даны компетентные заключения. В выводах комиссии, в частности, отмечалось, что жители должны заранее знакомиться с приемами и способами употребления спасательных устройств, со всеми выходами и сообщениями в домах, «дабы они умели воспользоваться ими в момент тревоги». Комиссия признала целесообразным выпустить инструкцию по спасательному делу и вручить ее пожарным, полицейским, домовладельцам и отцам семейств. Рекомендовалось также вывесить их на видных местах в домах для общего ознакомления. Специалисты особенно подчеркивали необходимость установления тщательного надзора за спасательными устройствами, организации их регулярного осмотра.

Наряду с упомянутыми устройствами в конце прошлого века широкое распространение получили спасательные рукава, мешки, полотна, корзины и прочее. Полотна изготовлялись из прочной парусины размером 4x6 м, причем для надежности на нижней стороне полотна нашивались полоски из кожи, тесьмы или другого прочного материала. Края полотна обшивались крепкой веревкой, к которой приделывали ручки для удержания полотна. Сами полотна использовали в тех случаях, когда другие способы уже не могли помочь.

Спасательный рукав шили из длинного полотнища, изготовленного из крепкой парусины с нашитыми посередине полосками шириной 1,5 м. Ширина рукава в нижней части составляла 320 - 400 см, а в верхней части была несколько уже. Для эвакуации жильцов горящего дома один конец рукава с помощью бруска и крюков крепился к окну, а нижний конец удерживали на земле шесть пожарных.

Спасательный мешок делали из прочной парусины длиной 16 - 24 м. Через каждые 4-6 метров на верхней части рукава имелись разрезы шириной до двух метров, края которых обшивались кожей и стягивались ремнями. Верхнюю часть, также как рукав, крепили к подоконнику, а нижнюю, по возможности, оттягивали подальше от здания пожарные. Расстегнув ближайший к себе разрез, они принимали из мешка спасенных. Используя этот способ из горящего помещения за несколько секунд можно было эвакуировать 10-12 человек.

Показ новых спасательных устройств привлекал внимание специалистов, и поэтому на всех международных выставках имелся специальный раздел, где одновременно с показом проводились и сравнительные испытания представленных образцов. В 1893 г., как отмечал журнал «Пожарное дело», спасательный рукав был признан специалистами более удобным и надежным по сравнению со спасательным мешком.

В 1891 г. К. Ниттингер получает в России привилегию на спасательный аппарат в виде корзины, рассчитанной на несколько человек. На наружной стороне здания у окна, к которому имелся доступ, укрепляли блок, через который пропускали канат, жестко связанный с корзиной. Безопасное опускание корзины происходило за счет трения каната в блочном устройстве. Для подъема корзины наверх использовали пружинный механизм, входящий в состав спасательного аппарата. Ускорить подъем корзины, а также осуществлять ее управление при спуске можно было специальным канатом, закрепленным в нижней части корзины.

Похожую конструкцию предложил и брандмейстер Э. Лунд из Варшавы. Она отличалась от рассмотренной наличием механизма регулировки скорости спуска. Приоритет же на подобные спасательные устройства принадлежит новгородскому крестьянину Федору Куприянову, который еще в 1833 г. в Санкт- Петербурге использовал для спасания жильцов с верхних этажей передвижную корзину.

В восьмидесятые годы прошлого века в Германии появляются раздвижные башни, отличающиеся от лестниц тем, что опирались они на собственное основание, а не на горящее здание. Как уже говорилось, впервые подобная конструкция была создана в России в XVIII в.

Основу башни Гроссмана из Дюссельдорфа составляют две раздвижные параллелограммные системы, состоящие из трех или пяти звеньев. На них укреплялась платформа, с которой пожарные могли перебросить в горящее здание мостик.

Башня инженера Клейноу из Гамбурга отличалась от предыдущей конструкции наличием четырех стенок, двух сидений для пожарных. Вместе с платформой поднималось и два пожарных рукава.

Принцип раздвижных ножниц использовали американцы Винтерс и Клафлин. Их аппарат напоминал современный подъемный кран.

На рассмотрение Брюссельской комиссии было представлено также два оригинальных спасательных устройства, которые привлекли внимание членов комиссии своей простотой. Первый из них - журавль, который в дальнейшем нашел широкое практическое применение. Он представлял собой десятиметровую мачту с коромыслом такой же длины. Все это размещалось на достаточно длинной повозке. Подъем журавля осуществлялся воротом, после чего основание мачты закреплялось. К одному концу коромысла подвешивалось две корзины - спасательная и для пожарного. А к противоположному крепилась веревка, с помощью которой управляли спуском корзин. Второй аппарат - американская мачта - отличалась от журавля тем, что перевозилась в собранном виде.

С увеличением этажности зданий изменились требования к спасательным аппаратам. Нужны были надежные средства, доставка которых на значительную высоту могла осуществиться за короткий отрезок времени. Ни одно из имевшихся в то время устройств не удовлетворяло новым требованиям, а попытки их использования нередко приводили к гибели людей. Выход из этого положения специалисты видели в создании метательных приборов, способных доставить простейшее спасательное средство на любой этаж.

В 90-х годах прошлого столетия Кордос из Америки создает «спасательное ружье». Оно представляло собой ружье 16 калибра, с помощью которого можно было доставить на высоту 40 метров медный снаряд весом 180 - 200 г. К снаряду крепилась веревка, вес которой был на 50 г меньше. Прочность веревки позволяла транспортировать грузы весом до 100 кг. Подобные ружья быстро распространялись в пожарных командах США и Германии.

Ружьями дело не ограничивалось. Пожарным стали поступать проекты об использовании и другой военной техники. В 1902 г. журнал «Пожарное дело» сообщил о предложении использовать для доставки в высотные дома Нью-Йорка спасательной техники... пушки. Авторы этого проекта предлагали крепить к ярду прочный кабель. Ну а само ядро после выстрела, как считали изобретатели, непременно должно было попасть в окно горящего помещения.

В 1904 г. немецкие специалисты предложили создать «спасательный ракетный аппарат». Он включал в себя треногу с пусковой трубой. На ракету наматывался шнур длиной 30 - 40 м, а затем ее вставляли в пусковую трубу и запускали.

В 1893 г. в печати появилось предложение о снабжении пожарных парашютами. По мнению авторов этого проекта, использование парашюта давало единственную возможность покинуть горящее здание лицам, отрезанным огнем на верхних этажах от лестниц. Правда, мнения относительно наличия у каждого пожарного парашюта разделились. Часть специалистов предлагала доставлять его при необходимости с помощью каких-либо метательных средств.

Это были всего лишь проекты. А в реальной жизни использовались другие спасательные устройства. В ряде городов Германии в конце прошлого столетия для спасания людей предложили использовать стационарные установки. В г. Луизвиле у 80 зданий, в том числе и промышленных, были возведены стальные цилиндры диаметром 1,83 м с выходами у каждого этажа. Высота некоторых цилиндров достигала 50 м. Внутри каждого из них находилась спиралеобразная наклонная плоскость, по которой спасаемые съезжали вниз. Расстояние от цилиндра до здания - 61 см. Нижний выход выше уровня земли. Наклон спиралеобразной плоскости был рассчитан таким образом, чтобы люди спускались с различных этажей с равномерной скоростью. Время спуска с высоты 19 м составляло 16 сек. В одной из городских школ эвакуация 135 человек в возрасте от 9 до 25 лет осуществлялась в течение минуты. По мнению авторов проекта этой разработки, подобные цилиндры можно было устраивать и во вновь строящихся зданиях.

Для использования имеющихся спасательных устройств необходим был опыт. Поэтому в ряде стран в больницах, учебных заведениях, приютах, казармах и в других учреждениях с массовым скоплением людей служебному персоналу и постоянным обитателям рекомендовалось знать способы спасания. В американских школах, например, еженедельно устраивались учебные тревоги. Все дети при этом покидали здание. Для отработки различных вариантов эвакуации условное место загорания здания постоянно менялось. Подобная практика в конце прошлого века введена была и в школах Франции.