Цель РУБИН ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ - предложение широкого спектра услуг по низким ценам на постоянно высоком качестве.

Римские провинции

В городах с небольшой численностью населения, таких, как, Аквинкум, Савария (территория нынешней Венгрии), обязанности по ликвидации пожаров и несению ночной службы выполняли различные объединения ремесленников, так называемые фаберы и центонариусы. Под словом «фабер» следует понимать не только кузнеца. Это собирательное понятие, объединяющее ткачей, каменщиков, столяров и людей других профессий. Центонариусы-  это ремесленники, изготовляющие покрывала и одежду. Термин «центо» означает кусок грубой ткани, пропитанной водой или уксусом, который, как уже упоминалось, применяется при гашении пламени. Согласно этим пояснениям, коллегия центонариусов могла означать «корпус пожарных, гасящих огонь центами».

Борьба с огнем возлагалась на эти группы ремесленников в связи с тем, что в их распоряжении имелись различные инструменты, они имели опыт работы на высоте, знали конструкцию зданий, крыш. И эта организационная структура сохранилась на века, даже после падения Римской империи. Во времена средневековья и в последующий период истории именно

люди названных профессий привлекались к тушению пожаров и пользовались в античных городах определенными льготами. Они освобождались от общественных работ и других общегородских повинностей. Следует также отметить, что в коллегии группировались прежде всего специалисты одной и той же профессии, а также одного вероисповедания. Эти объединения оказывали нравственную поддержку своим членам, служили посредниками при размещении государственных заказов. Наличие таких возможностей и услуг побуждало обыкновенных людей вступать в эти коллегии. Со своей стороны правительство разрешало создание обществ ремесленников там, где коллегии выполняли бы общественно полезные работы, вели политическое воспитание и регистрацию своих членов. Те общества, которые, помимо своего основного занятия, не были связаны с пожарной службой, привлекались для выполнения общественных работ.

Возглавлял такую полувоенную организацию префект, а его заместителем был магистр. Сохранившаяся в окрестностях Ланнонии каменная плита рассказала о рангах чиновников: эксерцитатор (руководитель практики), эпсактор (сборщик членских и других взносов), векбиллариус (знаменосец), квестор (хозяйственный руководитель), скриба (писарь), декурио (командир взвода). В добровольной пожарной команде Аквинку ма были также врачи.

Дошедшие до нас источники свидетельствуют об одном важном элементе в устройстве пожарной охраны того периода  учениях. «Во имя нашего величайшего Юпитера, Клавдий Помпей Фаустус, советник Аквинкума, бывший полицейский чиновник и бургомистр, руководил в качестве командира и шефа общества фаберов учениями вышеназванного общества в пятый день до первого числа августа месяца...» Такая надпись высечена на двух алтарях в Аквинкуме. В каждом взводе предположительно был свой знаменосец, а добровольная команда могла состоять из пятишести взводов. Именно такое число имен (пять) насчитывается на одной из плит, рассказывающей о знаменосцах. А так как в первичной тактической единице (турше), имеющей свое знамя, в Римской империи насчитывалось 30 человек, то пожарная команда состояла не менее чем из 150 бойцов. Эта цифра подтверждается письмом наместника Плиния императору Трояну, где идет речь об организации подразделения фаберов из полутора сотен.

Численность населения Аквинкума в период его расцвета вместе с военным гарнизоном составляла 50-60 тыс. человек.

Пожарная охрана города и прилегающих деревень была возложена на коллегию центонариусов (гражданская часть города) и коллегию фаберов (территория военного гарнизона). Их общая численность составляла примерно 3000 человек. Для несения пожарной службы такого количества людей было вполне достаточно. Однако, учитывая их небогатое техническое оснащение, пожары нельзя было ликвидировать даже с помощью воинских подразделений. Как и в Риме, на пожарных Аквинкума возлагалась еще и воинская повинность. Штабквартира центонариусов располагалась у южных ворот города, что свидетельствовало о том, что добровольцы могли служить резервом при защите бастионов (в качестве «второго городского гарнизона»). Более того, в непосредственную задачу центонариусов входила прежде всего оборона городской стены у их резиденции. Об их воинском долге свидетельствует также и тот факт, что именно в таких городах императоры разрешали создавать объединения ремесленников.

Однако большинство городов не имело специальных формирований для борьбы с огнем. Даже крупные пожары не являлись основанием для их организации. Политическое недоверие со стороны императорской власти различным обществам препятствовало созданию и пожарных подразделений, несмотря на то что такие предложения поступали от высокопоставленных чиновников. В 53 г. н. э. во время посещения Плинием Младшим (наместником императора) римской провинции Никомедии там вспыхнул сильный пожар, длившийся несколько суток. Огнем было уничтожено много общественных и частных строений, в том числе здание сената и цирк. Развитию пожара способствовал не только сильный ветер. Плиний стал свидетелем того, как большие группы горожан оставались праздными наблюдателями этого бедствия. В письме императору Трояну, отмечая это обстоятельство, он писал: «...Огонь разразился на большое пространство от сильного ветра, частично от небрежности зрителей, которые, как обыкновенно случается, оставались праздными зрителями такого несчастья. Впрочем, в городе не было ни труб (насосов), ни багров, не было другого оружия для погашения пожара». В этом письме он просил у императора разрешения на создание в городе пожарной службы: «...Обдумай, не было бы целесообразно организовать подразделение фаберов, которое насчитывало бы не менее 150 человек. А я прослежу затем, чтобы в это подразделение включили бы только фаберов и чтобы они не злоупотребляли своими правами... Было бы нетрудно контролировать такое небольшое подразделение ...» Немного спустя он хлопочет и 6 постройке водопровода.

Император в своем ответе любимому наместнику в Малой Азии все же не разрешил создание добровольной пожарной команды. Боязнь каких-либо обществ, деятельность которых могла бы быть направлена против правительства, была сильнее боязни огня. Характерен ответ императора Плинию: «...Население на Востоке беспокойное... Поэтому достаточно будет, если ликвидации пожара будет помогать народ... Лучше собрать орудия, употребляемые для гашения пожара, и вменить в обязанность владельцам домов, чтобы они, когда обстоятельства потребуют, сами старались пользоваться стечением народа».

Эти слова свидетельствуют, что власти Рима владели состоянием пожарной охраны. Дело в том, что одна из статей «Законов XII таблиц» обязывала каждого домовладельца на случай беды иметь у себя запас воды, топоры, пилы, лопаты, лестницы, шерстяные покрывала.

Чем же тушили огонь добровольные пожарные команды? Их оснащение несколько отличалось от снаряжения корпуса «отпущенников». Наиболее типичным средством был уже упомянутый центо, т.е. намоченная ткань, кусок сукна. Подобно центам применялись и кожи животных.

При раскопках в Зальцбурге были найдены деревянные емкости и пара ведер на коромысле. Если ведер поблизости не было, то воду доставляли в керамических ковшах. На одном из каменных памятников Италии сохранилось рельефное изображение пожарного, держащего в левой руке кирку, а в правой центо. Надпись на памятнике разъясняет, что этот пожарный именуется долабриусом. Долабра на латыни означает «кирка».

Другой сохранившийся памятник в Комуме интересен тем, что на нем выбито: «Здесь упомянуты многие роты центонариусов с кирками (топорами) и лестницами». Это был один из первых памятников пожарным.