Цель РУБИН ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ - предложение широкого спектра услуг по низким ценам на постоянно высоком качестве.

Профессиональная подготовка пожарных

Развитие науки и техники в конце XIX в. произвело революционный переворот и в пожарном деле. Появившаяся техника, новые методы и способы борьбы с огнем потребовали и качественно иной специальной подготовки личного состава. Изменились и сами объекты тушения: одноэтажные дома сменили высотные здания, небольшие мастерские - гигантские фабрики и заводы, где сплошь и рядом использовались новые химические вещества и материалы. Все это диктовало повышенные требования к брандмейстерам, которым, помимо практического опыта, необходимы были и специальные знания. Такой подход привел к тому, что в ряде государств руководителей пожарных команд начали подбирать из лиц, имеющих высшее образование. Для подготовки квалифицированных специалистов в ряде стран, таких, как Германия, США, в нескольких высших технических учебных заведениях учреждаются кафедры по изучению пожарной науки. В качестве профессоров для чтения лекций сюда приглашают опытных начальников городских пожарных команд.

Однако все это не решало проблемы кадров, которых требовалось все больше и больше. В некоторых городах создание пожарной охраны тормозилось как раз из-за отсутствия подготовленных специалистов. Выход из этого положения многие видели в создании специальных пожарно-технических учебных заведений. Программа же подготовки в них должна была включать такие дисциплины, как физика, химия, электротехника, архитектура, водопроводное дело, изучение оборудования предприятий, применяемых на них технологий и т.п. Важная роль отводилась и практическим занятиям. VI Международный конгресс пожарных принял по этому поводу специальные рекомендации. В нем говорилось о «необходимости установить, чтобы в руководители пожаротушения допускались лишь лица со специальным пожарно-техническим образованием». С этой целью предполагалось создание специальных учебных заведений с теоретическими работами по огнетушению и огнестойкому строительству. Более того, от имени конгресса всем государствам, представители которых участвовали в его работе, были направлены эти предложения.

К этому времени опыт создания пожарно-технических заведений уже имелся. Приоритет здесь принадлежал России. Еще в 1896 г. эта мысль была высказана на съезде пожарных и страховых деятелей в Нижнем Новгороде. В соответствии с постановлением съезда совет Императорского пожарного общества образовал особую комиссию, которая в 1899 г. подготовила «Объяснительную записку к проекту положения о школе брандмейстеров». Вопрос этот долгое время не решался. 6 апреля городская Дума Санкт-Петербурга приняла постановление об учреждении курсов пожарных техников. Новое название подчеркивало технический характер учебного заведения. Дума предоставила здание, на реконструкцию которого правительством России было выделено 30 тыс. рублей. Заведующим курсами был назначен известный специалист пожарного дела П.К. Яворовский. Первый набор составил 20 человек. В последующие годы прием возрос. Обучение было рассчитано на два года. В течение этого времени курсантами изучалось более 20 предметов, в том числе: архитектура и строительство, устройство пожарных машин и приборов, механика, электротехника, математика, химические основы о пожаре, иппология (учение о лошади), первая медицинская помощь, пожарная тактика, страховое дело, черчение, законоведение и другие предметы. Слушатели курсов принимали участие в ежегодных осмотрах заводов и фабрик, электро- и водопроводных станций, выезжали на пожары, проходили стажировку в провинциальных пожарных командах и в Петербурге. В период обучения дважды в неделю проводились литературные чтения и показ картин известных мастеров. Закончивших курсы направляли на должность брандмейстеров в городские части, на заводы, железные дороги.

Посетившие в 1912 году курсы представители Британского комитета предупреждения пожаров во главе с Э. Саксом (основателем комитета) отметили в своем отчете, что «... Самым интересным и наиболее поучительным в области пожарного дела в России, без всякого сомнения, является существующая в Петербурге школа пожарных техников, имеющая целью подготовить брандмейстера со столь солидными техническими познаниями, чтобы они соответствовали обязанности организатора и начальника пожарной охраны в городах и селениях...»

Итак, мы завершили рассмотрение основных этапов исторического процесса борьбы с огнем вплоть до начала XX века. Разумеется, это не означает, что в завершающем тысячелетие веке пожары на земле прекратились. Конечно, это не так. Но XX век - эпоха атома, и борьба с огнем в этом веке - тема уже другого исследования.