Плотная застройка, широкое применение в строительстве горючих материалов и сейсмически активное местонахождение создавали в Японии пожароопасные ситуации. Поэтому население зорко следило за соблюдением правил пожарной безопасности. В 701 г. в Японии выходит кодекс «Тайхо Еро ре», который в законодательном порядке устанавливал ряд мер по предупреждению пожаров. Согласно этому документу, в столице создали специальную стражу, следившую за обстановкой в городе. Размещалась она во всех его частях и в случае пожара поднимала тревогу. По ночам ходили дозоры, а передвижение населения запрещалось.
Особое внимание уделялось охране от пожаров императорского дворца. Весь комплекс охранных мероприятий обеспечивали пять вооруженных частей. Их начальники строго следили за работой подчиненных. Категорически запрещалось загромождать подступы к стенам дворца. Существовала жесткая система пропуска во дворец, причем количество временных работников для выполнения подсобных работ (уборка территории и т.п.) не должно было превышать 50 человек. С глубокой древности в Японии известна поговорка: «Землетрясение, гром, пожар, отец». Это самые страшные для японца источники опасности. Хотя по различным данным, наибольшим бедствием для японского населения представлялись все-таки пожары.
Деревянные постройки, узкие улочки также отличали архитектуру Китая с незапамятных времен. Пожарной охраной города и императорского дворца ведали специальные чиновники. В случае возникновения пожара на чиновников налагался штраф.
Во времена правления франкского короля Карла Великого с 768 по 814 гг. на огромной территории (на который ныне располагаются Франция, Германия, Бельгия, Австрия, Голландия, Италия, Испания) вновь происходит рост городов и селений. Для поддержания общественной безопасности Карл ввел в городах и селениях общинное управление. При общинах учреждаются специальные отряды ночных стражников, в задачу которых входила и борьба с пожарами.
Во Франции в период правления короля Филиппа Августа (1180 -1223 гг.) на улицах Парижа вводится ночная караульная служба, в обязанности которой входило и тушение пожаров. Интересно, что имелась как королевская стража, так и стража, составленная из горожан. Последняя формировалась из представителей цеховых обществ и подчинялась парижскому прево (глава городского совета). Срок повинности горожан составлял два месяца, после чего прево набирал новых караульных. По указу Людовика II численность королевской стражи в 1254 году составила 80 человек, половина которой была конной. В более поздних документах упоминается уже 150 человек. Помимо стражи и горожан, борьбу с огнем вели монахи. Если в Париже происходил пожар, то в первую очередь обращались к капуцинам, которые в течение нескольких веков зарекомендовали себя самоотверженными пожарными. К слову сказать, для несения пожарной службы ежедневно выделяли монахов монастыри Индии, Тибета и других стран.
До XIII столетия борьба с пожарами в Великобритании целиком возлагалась на жителей. Постановление лондонского городского судьи 1189 г. обязывало содержать в каждом доме в готовности одну-две лестницы, а при пожаре организовывать
их доставку. Домовладельцы, не имеющие колодцев, обязаны были в летнее время ставить перед домом бочки с водой. А вот веревки и багры доставлялись членами городского совета. Прибытие в район бедствия герольда (распорядителя) узнавали по сигналу рога. На протяжении многих столетий тушение пожаров в стране доверялось весьма знатным людям. Начало организованной борьбы с огнем здесь относится к 1268 г., когда в Лондоне была создана ночная караульная служба, в обязанности которой входило тушение пожаров. Позднее, в XV веке, в ряде городов по распоряжению властей создается служба «глашатаев», поднимавших тревогу в ночное время. Совершая ночные обходы города, они беспрестанно звонили колокольчиками и предупреждали: «Будьте осторожны с огнем». Известно о наличии специальной пожарной службы Византии в период IX - XII веков. Константинополь, насчитывавший около 200 тысяч жителей, делился на 14 районов. Управление столицей в ночной время возглавлял Никтэпарх, которому подчинялась и пожарная стража.
В Австрии борьбу с огнем также вело население. Основу пожарного снаряжения, как и в других государствах того периода, составляли ведра, лестницы, крючья и т.п. Для оповещения населения о пожарах городские власти Вены содержали четырех служителей, за каждым из которых была закреплена четвертая часть городской территории, «Начальники четвертей города», как их тогда называли, через определенные промежутки времени осматривали домашние очаги. Для указания места пожара в ночное время они зажигали факелы, устанавливаемые на пересечениях улиц. Такая организация противопожарной безопасности существовала в Австрии почти до середины XVI века. Вместе с населением в тушении пожаров с XV века принимали участие и ремесленники. В указе 1458 года говорилось: «Если произойдет пожар в городе или форштадтах, днем или ночью, то должны бежать на помощь, спасать и носить воду плотники со своими подмастерьями...»
В Латвии борьба с огнем являлась обязанностью ремесленников. Когда где-либо загорался дом или другое строение, все ремесленники должны были со своими орудиями борьбы с огнем спешить на пожар. Руководство тушением осуществлял член магистрата. Плотники и каменщики вскрывали топорами крыши и ломали заборы. В случае необходимости разрушали и дома. Подвоз воды и подача ее в огонь была обязанностью пивоваров, виноделов и красильщиков. Ткачи мокрыми полотнищами защищали от огня соседние строения, а цех веревочников ограждал место пожара от любопытных зрителей. Помимо ремесленников, имелись и другие формирования. В Риге, например, в начале XIII века предупреждение и тушение пожаров возлагалось на ночных сторожей и цех трубочистов. Позднее, в XV веке, из лучших трубочистов стали избирать «мастера пожаров» - брандмейстера, которому поручалось руководство тушением. Ритуал получения этого звания предусматривал принятие присяги.
Организация пожарной службы на Руси связана с именем великого князя московского Ивана III (1440 - 1505 гг.). Москва в то время уже представляла собой крупный город. В ней насчитывалось свыше 40 тыс. деревянных строений. Даже небольшое загорание, учитывая плотность застройки города, могло привести к печальным последствиям. А причин возникновения пожаров имелось достаточно. Это и наличие печей без дымоходов, использование для освещения свечей, лампад, применение открытого огня ремесленниками вблизи жилья. После опустошительного пожара 1493 году в Москве высочайшим указом введены были ограничения по использованию огня населением в быту и производстве. С 1504 года запрещалось топить избы и бани в летнее время без крайней необходимости, а с наступлением сумерек - зажигать свечи. Плавильни и горны мастеровые должны были устраивать вдали от строений. Если сборник древнерусских законов («Русская правда», XI в.) содержал только законодательные меры против поджигателей, то этот указ Ивана III явился первым нормативным актом противопожарной защиты на Руси. Из него следует, что главной причиной большинства пожаров была полная беспечность населения при обращении с огнем. При Иване III создается и пожарно-сторожевая охрана. По указу великого князя вся Москва была разделена на заставы. По концам улиц устанавливались решетки-рогатки, которые на ночь запирались. Возле них круглосуточно несли службу сторожа (решеточные приказчики). В помощь им от каждых 10 дворов выделяли одного горожанина. Главной задачей приказчиков стало наблюдение за тем, «чтобы бою, грабежу, корчмы и табаку, никакого воровства не было, чтобы воры нигде не зажигали, не набросали бы огню, не накинули ни со двора, ни с улиц». Иностранный дипломат Амвросий Контарини, находившийся с посольством в Москве, в 1476 году писал, что «... все городские улицы запираются на рогатки и ходить ночью дозволено по крайней необходимости...» Общий надзор за выполнением принятых предписаний возлагался на специальных должностных лиц, «объезжих голов», назначаемых из дворян. Этот термин происходит от слов указа, в котором говорилось: «...быть в объезде...» Последние вместе с конной стражей объезжали город, следили за выполнением жителями царских указов об использовании огня, а в случае пожара руководили его тушением. Основная тяжесть этой работы ложилась на население. Назначенные из жителей в помощь «объезжим головам» десятские, сотские и тысяцкие поднимали население для тушения пожаров. Причем делалось это порой насильно.
В средневековой Германии пожарная служба была общей повинностью населения. Граждане Берлина, начиная с XV века, должны были принимать участие в тушении пожаров и иметь для этого исправный инвентарь. Позднее были созданы организованные пожарные дружины, в состав которых вошли определенные группы ремесленников. В г. Кельне, например, еще в XIV веке образовали дружину из 39 человек, в состав которой входили плотники, кузнецы, кровельщики, каменотесы. И так же, как и в провинциальных городах древнеримской империи, в средние века эти команды формировались из тех ремесленников, которые имели опыт работы на высоте, хорошо знали устройство домов. Работали они безвозмездно. Основной их инвентарь составляли бочки, пожарные чаны и ведра, лестницы, топоры, крючья. Доставка на пожар воды возлагалась на ремесленников, имевших лошадей. В Нюрнберге, помимо извозчиков, к этой работе привлекались и мельники.
Во многих городах Германии в то время существовал обычай, согласно которому каждый, кто принимался в число жителей, жертвовал городу кожаное ведро. В конце XV века в Германии (г. Эслинген) появилась необычная пожарная команда, составленная из студентов во главе с преподавателем. Сейчас трудно сказать, чем было вызвано ее образование. Упомянем лишь о том, что в соответствии со свидетельством одной из грамот, в 1484 году в г. Дебрецене (Венгрия) цеха кузнецов и шорников попросили повторно издать документы цехов, поскольку те сгорели во время пожара. Вероятно, в г. Дебрецене, как и в других местах, пожарная команда ремесленников работала не очень здорово, раз уж сгорели документы. Ведь цех кузнецов как раз и должен был возглавить борьбу с пожарами в городе.
После опустошительного пожара 1484 года городские власти г. Берлина приступили к реорганизации пожарной охраны, к которой в 1498 году присоединяют службу ночных сторожей.
В ряде стран работа добровольцев оплачивалась. Впервые случаи оплаты за тушение пожара отмечены в Великобритании. Например, университет в г. Кембридже в 1497 году распределил среди пожарных вина и пива на сумму 21 пенни.
Первые шаги по созданию добровольных пожарных команд были сделаны и в столице Швейцарии - Берне. В том же 1497 году местные власти отобрали двести мастеровых, которым поручили ликвидацию пожаров. За эту работу они получили дополнительное вознаграждение.
Всеобщая противопожарная повинность привлекала на место пожара много народа, но неорганизованность и суета лишь мешали делу. Исключение составляла Япония, где на всей территории публике запрещалось собираться на месте пожара. Надо сказать, что там этот закон соблюдался, как нигде в мире.
Приведенные выше материалы свидетельствуют, что основная тяжесть борьбы с огнем в средние века ложилась на население. И в городах, и в сельской местности каждый физически здоровый человек обязан был оказывать помощь в борьбе с огнем. Когда образовались объединения ремесленников, то именно они были взяты за основу, как организационные единицы для ликвидации пожаров.