Цель РУБИН ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ - предложение широкого спектра услуг по низким ценам на постоянно высоком качестве.

Организационные формы борьбы с огнем

Угроза возникновения опустошительных пожаров заставляла изыскивать не только новые технические средства, но и организационные формы борьбы с огнем. Процесс формирования профессиональных пожарных команд, начавшийся в XVI-XVII вв., приобрел массовый характер. Старую технику постепенно заменяет новая, что позволяло пожарным сократить время прибытия на пожары, более эффективно бороться с огнем, организовать спасание людей из горящих зданий.

Приведенные далее сведения по истории становления организационных форм борьбы с пожарами в различных странах представляют известный интерес для анализа процесса формирования принципов обоснования структуры, нормативов и финансирования пожарных подразделений, выбора стратегий управления пожарной охраной в целом.

ФРАНЦИЯ. В 1770 году пожарная охрана Парижа насчитывала 146 человек, пять лет спустя - 221 человека, а в 1784 г. - 280 человек (386). Содержалась она первоначально за счет государства, что обходилось в 116 тысяч ливров в год. В период революции численность пожарных возросла до 293 человек, а вместе с учениками и сверхштатными членами составила 456 человек. Декретом от 18 сентября 1811 года финансирование пожарных стало осуществляться из бюджета города. В 1850 году пожарная команда стала подчиняться военному министру. Ее штат составил 779 человек при 22 офицерах. Комплектация команды велась наравне с другими родами войск, а офицерского состава - из армейских подразделений. Двадцать лет спустя штат команды был увеличен до 1690 человек при 50 офицерах. В крупных городах все команды сводятся в полк саперов-пожарных. В других городах из национальной гвардии для несения пожарной службы выделялась рота саперов-пожарных. Полк парижских саперов-пожарных нес дежурство в различных частях столицы. В 1872 году муниципальный совет Парижа предпринял попытку вывести команду из подчинения военному ведомству и передать ее городскому управлению. Но эти шаги не увенчались успехом. Парижские саперы-пожарные имели большой авторитет. В 1864 году в Париже появляются водопроводы, изменившие тактику действия пожарных.

На вооружении команды в 1880 году находилось 4 паровых насоса’, каждому из которых было присвоено имя одного из известных французских ученых, а вызов пожарных осуществлялся по телеграфу. Помимо пожарной службы, в обязанность команд входило и оказание помощи населению при наводнениях.

В сельской местности для борьбы с пожарами еще в 1699 году были образованы добровольные команды. Их общая численность в 1884 году составила 376 тысяч человек.

ГЕРМАНИЯ. Новая эра пожарного дела здесь начинается в начале XIX века. В 1828 году администрация Берлина приняла решение о создании пожарных депо с круглосуточным дежурством. В 1832 году город купил первые паровые насосы английского производства. К этому времени, то есть к середине XIX в., в Берлине насчитывалось 320 тысяч человек населения, город превратился в столицу, где не только жила королевская семья, но и был сосредоточен значительный потенциал прусского государства. Во весь рост вставал и вопрос о реорганизации противопожарной службы.

В 1846 году немецкий инженер Карл Метц создал первую добровольную пожарную дружину. Однако защищавшаяся им идея добровольной службы не оправдала себя в условиях крупных городов. В 1847 году президент полиции (дирекция полиции, созданная в Берлине в 1742 году, ведала и пожарной охраной) снова предложил план реорганизации противопожарной охраны города. И побудил к этому новый катастрофический пожар, нанесший солидный урон дворцу принца Альбрехта. Достаточно сказать, что во время тушения огня конкурирующие между собой дружины перерезали друг другу рукавные линии и выбрасывали драгоценную мебель из окон.

В феврале 1851 года директором королевской пожарной охраны был назначен Карл Людвиг Скабель. В этом же году Скабель заключил договор с инженерами Сименсом и Гальске о снабжении полиции и пожарной охраны телеграфной аппаратурой. Пожарные депо открывали в зданиях существующих станций полиции, а по идее Скабеля они должны были строиться на профессиональной основе, иметь наилучшее оборудование и нести круглосуточное дежурство. По территории города их следует рассредоточить таким образом, чтобы пути следования на пожар были как можно короче.

В 1851 году работало уже 18 пожарных частей, которые обеспечивали среднее время выезда (с момента поступления сигнала до выезда из депо) в 2 - 3 минуты. Территория города была разбита на 5 участков, в каждом из которых работала одна главная пожарная часть и несколько вспомогательных. Для решения проблемы водоснабжения в 1852 году город

Берлин заключил договор с фирмой, которая должна была построить водопроводную сеть по всей столице. В контракте оговаривалось, что пожарная охрана получает воду для целей тушения бесплатно. В 1874 году в городе начало работать первое депо санитарной службы («скорая помощь»), которое действовало независимо от пожарной охраны. В 1894 году все пожарные части имели телефонную связь. Началось строительство новых депо. Преемник Скабеля, директор Витте, впервые в мире предложил обоснованную, подкрепленную расчетом стратегическую норму пожарной охраны: для того чтобы работа отделений начиналась не позднее, чем через 6 минут после вызова, необходимо, чтобы радиус обслуживания отдельной пожарной части не превышал 1250 метров. При выборе мест дислокации новых депо Витте опирался на собранные по его системе статистические данные. К концу века почти во всех крупных городах Германии работали профессиональные пожарные команды.

В столице Германии в 1876 году имелась одна паровая помпа, 1992 пожарных крана, 13 телеграфных линий с 80 станциями. Пожарная команда Гамбурга располагала пятью паровыми помпами, семью телеграфными линиями с 47 станциями. В большей части городов наряду с профессиональными имелись добровольные пожарные команды. Извещение о любом пожаре вознаграждалось, поэтому население спешило уведомить о грозившей беде. Примечательно, что пожарные строго соблюдали принцип немедленного выезда даже на самый неболь-шой пожар. Соблюдение этих условий принесло свои плоды - количество больших пожаров уменьшилось в 2,5 раза, а убытки от них - в 8 раз.

Здесь же, в Берлине, зародился такой вид пожарной охраны, как объектовые части. Их возникновение в 1890 году связано с техническим прогрессом германской промышленности. Особенно много команд было образовано в текстильной промышленности.

В 1902 году пожарная охрана Берлина получила автомобили. Была введена система «повышенных номеров» для особо пожароопасных объектов, а пять лет спустя - и система «ключевых слов» (мелкие, средние и крупные пожары) для привлечения дополнительных сил и средств.

ТУРЦИЯ. В отличие от многих государств, пожарная охрана в этой стране до 70-х годов XIX в. в государственном масштабе еще не сформировалась. Вместо нее существовали группы толумбашей, получивших свое название от насоса-толумба.

Как отмечали современники, толумбаши не имели представления об особенностях борьбы с огнем. Их снаряжение составляли длинные ручные насосы, крюки и топоры. Других инструментов у них не было.

Каждая из команд стремилась первой попасть на пожар, чтобы получить от хозяина вознаграждение. Пока этот вопрос не был решен, дом не тушили. Если на пожар одновременно при-бывало несколько групп, то между ними возникали схватки. Пока продолжался рукопашный бой, предмет спора нередко переставал существовать.

Тактика действия толумбашей сводилась к ломке зданий и мебели, поскольку имеющимися насосами потушить огонь было невозможно. Впоследствии этот род пожарной службы, имевший многовековую историю, был запрещен. И только после 1874 г., когда борьбу с огнем в Константинополе возглавил граф Сечени, приглашенный на службу в Турцию из России, пожарная охрана претерпела изменения.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. В отличие от большинства европейских стран, в которых образование пожарной охраны происходило под эгидой государственных структур, здесь этим вопросом занимались страховые общества.

После сильного пожара в 1774 году в Лондоне за счет средств этих обществ формируется бригада, основу которой составляли наемные пожарные. В 1883 году ее финансировали 32 таких общества. Однако вследствие повышения страховых премий в середине XIX столетия страхователи вынуждены были отказаться от этой системы, и содержание пожарных лишь частично осуществлялось за их счет. Другая часть средств шла от казны и специального налога на домовладельцев.

Лондонская бригада пожарных в этот период насчитывает 400 человек. В их число не входил вспомогательный персонал для работы на насосах, который нанимали за плату на месте пожара. Если выезжал один насос, то, кроме кучера, его сопровождали четверо пожарных. На больших пожарах число вспомогательных рабочих доходило до 600 человек. Спасание людей возлагалось на специальное подразделение под названием «Общество защиты жизни от огня». Каждый день с 10 часов вечера служащие общества выставляли на улицах Лондона 80- 100 лестниц, которыми в случае необходимости могли воспользоваться и пожарные. Поддержание порядка на месте пожара входило в функции полиции.

По официальным данным (середина XIX в.), лондонские пожарные выезжали на тушение пожаров по три раза в день. В других городах количество выездов не превышало двух в-неделю.

Помимо лондонской бригады, пожарную службу в столице несло несколько добровольных пожарных дружин общей численностью 300 человек. Ввиду отсутствия в них постоянного состава, а также лиц, прошедших специальную подготовку, дружины не могли оказать серьезную помощь при пожарах. По мнению специалистов, для города с населением около 5 миллионов человек и насчитывающем порядка 500 тысяч домов, численность пожарной охраны была явно недостаточной. Образование первой команды, содержавшейся за счет города, относится к 1866 году.

В начале XIX в. структура пожарной охраны Лондона претерпевает значительные изменения. Город был разделен на шесть округов. В каждом из них создаются пожарные части, входящие в состав лондонской бригады. Общее количество частей - 84.          Кроме того, имелось 13 уличных постов и 3 речные пожарные части. Численность их личного состава - 1352 человека, а служащих (инженеров, водопроводчиков, слесарей, канцелярских работников) - 1427 человек.

Для уменьшения выплат населению страховые общества за свой счет создали в Лондоне спасательный отряд. Эта служба размещалась в различных частях города и по тревоге выезжала одновременно с пожарными. Задача отряда - спасание имущества. Это и определяло их основное снаряжение - чаны для сбора воды с верхних этажей и непромокаемый брезент для различной домашней утвари. При необходимости спасатели выносили вещи на улицу.

ЯПОНИЯ. В пожарных командах Токио в конце XIX в. насчитывалось около двух тысяч человек, в числе которых было 8 старших и 34 младших офицера. Техническую основу подразделения составляли 8 паровых и 74 ручных насоса, 40 бамбуковых лестниц, 8 спасательных полотен и прочее снаряжение. Если помощь при пожаре поспевала своевременно, и огонь не выходил за пределы одного здания, то, кроме насосов, использовались также и ведра. С подветренной стороны для ограничения распространения огня пожарные ломали соседние здания. Производительность паровых насосов составляла от 100 до 110 ведер в минуту; при шести качальщиках - от 20 до 30 ведер в минуту. В городе насчитывалось 3628 пожарных кранов, 24992 колодца, 2301 пруд.

Расстояние между пожарными кранами не превышало 240 футов. Для перевозки пожарных и техники имелось 150 линеек

Руководство пожарными командами в 1880 г. осуществляло специальное отделение при полицейской префектуре.

В конце прошлого века каждая часть и пост Японии вели наблюдение за обстановкой с башен. В Токио для сигнализации о пожаре использовали 266 колоколов, установленных на башнях. В различных частях города было установлено 325 сигнальных аппаратов. Кроме того, сообщить о пожаре можно было по телефону. Своего производства для изготовления пожарной техники в Японии до 1880 г. не было, поэтому его приобретали в различных странах. Насосы, например, изготовляла по заказу лондонская фирма «Мерривитер».

РОССИЯ. Все меры и распоряжения правительства об улучшении пожарной охраны столицы не могли принести существенной пользы, так как во всех коллегиях не было постоянного штата пожарных. Их обязанности выполняло население. В этом отношении 1755 г. является переломным. Осознавая необходимость наличия там постоянных кадров, правительство специальным указом в качестве временной меры распорядилось направлять в коллегии воинские подразделения. Это внесло определенный порядок при тушении пожаров и явилось как бы началом перехода к пожарным командам с постоянным составом.

Этот основной вопрос был окончательно разрешен указом Екатерины II от 15 декабря 1763 г. учреждением штата санкт- петербургской полиции, при которой «определено было иметь число чинов при пожарных инструментах с брандмайором во главе». В штат вошли также брандмейстер, семьунтер-брандмейстеров, два кузнеца, слесарный мастер с двумя учениками, медник, литейщик, токарь, трубочистный мастер, сорок трубочистов, 120 ремонтников печного отопления, сапожник, четыре повозки для перевозки бочек и четыре лошади. Для наблюдения за мастеровыми были приставлены вахмистр и три капрала. Подобная «пожарная контора» была организована и в Москве.

Обязанности созданного формирования заключались в принятии мер противопожарной безопасности, наблюдении за исправностью пожарных насосов и доставке их на пожар. Правда, при наличии всего четырех лошадей, насосы, как правило, прибывали лишь для поливки костра пожарища. Всерьез говорить о создании боеспособности пожарной команды не имелось оснований.

В целях предупреждения пожаров Сенат принимает ряд дополнительных мер. В 1762 г. обследование состояния водо-

снабжения показало, что, несмотря на ранее изданные распоряжения, колодцы во многих местах находились в неудовлетворительном состоянии. В изданном тогда же постановлении домовладельцы обязывались иметь колодцы в хорошем состоянии, с «изобилием воды». На их обустройство с момента выхода постановления отводилось две недели, после чего нарушители подвергались штрафам.

Спустя два года выходит указ, который обязывал привлекать к тушению пожаров в лесах и болотах «уездных обывателей и прочих, кого следует прилагать по всем губерниям». В соответствии с этим поскриптом Военной коллегией издается распоряжение воинским начальникам, «чтобы они, где огонь покажется, чинили обывателям всепоможение».

Помимо действующих указов о предупреждении пожаров в лесах, в 1774 г. выходят новые обязательные правила. Контроль за состоянием лесных запасов возлагался на сотского. Правилами ему предписывалось «смотреть со товарищи, чтоб в тех селениях жители и проезжие близ лесов и посеянного хлеба огня не раскладывали». Для тех, кто «отважится раскладывать огонь, и если от него тем паче сделается пожар, то подлых ловить, приводить в Канцелярию». Чиновным и родовитым особам делалась уступка - их не ловили, но сообщали о них рапортом.

Принятые законодательные акты охватили целый ряд хозяйственных отраслей. В их числе был и флот. С 1765 г. начал действовать новый «Регламент об управлении адмиралтейством и флотом». В нем указывалось, что гавани, корабли, магазины и прочие строения, принадлежащие адмиралтейству, должны тщательно охраняться, особенно в тех местах, где допускалось применение огня. Караулам предписывалось иметь в наличии пожарный инструмент и постоянно вести наблюдение. В целях контроля за соблюдением нового регламента главные командиры портов обязаны были ежедневно рапортовать Коллегии о том, что «во всем оном добрая осторожность хранится». Несколько позже, в 1718 г., выходит «Устав купеческого судоходства», в соответствии с которым экипажу запрещалось передвигаться по кораблю и спускаться в трюм с зажженной свечой или другим светильником. В случае необходимости разрешение мог дать только командир корабля или старший офицер.

По состоянию на 1775 г. в Москве насчитывалось 8778 дворов, из которых 1209 были каменными; 24 монастыря, 256 церквей, 378 кузниц и другие здания, общее число которых составляло 10797. В предыдущее десятилетие число имевшихся в Москве строений приближалось к 20 тысячам. Только в 1748 г. во время пяти пожаров сгорело 6620 объектов, среди которых было 4519 покоев, 1924 двора, 32 церкви, 3 монастыря.

В 1767 г. обеспокоенные москвичи через своего депутата князя Голицына обращаются к комиссии по выработке нового Уложения с «Наказом отжителей города Москвы». В одном из пунктов этого документа говорилось: «Для предосторожности от пожарных случаев, коими здешний город многократно весь почти в пепел обращением был, необходимо кладку печей, каминов, очагов и труб производить под присмотром мастеров». В этом жители усматривали одну из главных причин пожарных бедствий. Кроме того, они обращали внимание комиссии на большую плотность застройки: «Так как из-за скученности уже построенных деревянных строений едва ли что можно предпринять, то необходимость заставляет просить, чтобы в знатнейших частях города запрещено было деревянное строение и жителей принудить каменные дома и службы крыть черепицей».

С 1772 г. изменяется структура пожарных формирований. При всех полицейских частях Санкт-Петербурга были созданы пожарные команды, в состав которых вошли брандмейстер, 106 работников и 10 извозчиков. Количество лошадей в целом значительно возросло - на каждую часть приходилось по 20 лошадей. Команды содержались подрядчиками из числа военных чиновников.

Спустя десять лет порядок содержания пожарных команд изменяется. По указу Екатерины II лошадей стали покупать за счет казны, а кучеров стали нанимать с выплатой в год шести рублей жалованья. Кроме того, кучерам полагалось бесплатное обмундирование, а на провиант для них и фураж для лошадей стали отпускать ежегодно 7710 рублей. С 1792 г. пожарные команды полностью передаются в ведение полиции.

В Москве процесс создания пожарных команд происходил несколько иначе. В 1784 г. город делят на 20 районов, в каждом из которых образуется пожарная команда. Для тушения пожаров привлекалось население в количестве 2824 человек от всех домовладений, пропорционально числу комнат в доме. Содержание и обувь они получали от хозяев. В ведении команд находилось 464 казенных извозчика, из которых 180 предназначалось для обслуживания полицейских. Из 664 лошадей, положенных по штату для перевозки инструментов, по прямому назначению использовалось 464; остальные предназначались для других целей. Всего на содержание 20 частных команд отпускалось 840 рублей ежегодно. На ремонт повозок, пожарного инструмента, починку амуниции и подготовку лошадей выделялось 2 тысячи рублей.

В последнем десятилетии XVII в. в организацию пожарной охраны вносятся изменения. Принятый в 1792 г. «Устав города Москвы» предусматривал образование при обер-полицмейстере пожарной экспедиции во главе с брандмайором. В штат экспедиции, обслуживающей все 20 районов, вошли 20 брандмейстеров, 61 мастеровой. При экспедиции имелось 360 драгунских лошадей, а также 523 лошади для перевозки пожарных инструментов.

К пожарным частям по месту жительства было предписано 1500 человек. Дежурство в частях устанавливалось в три смены. Дежурная смена первой выезжает на пожар. Потом к ней присоединялась вторая, а третья прибывала на съезжий двор для дежурства на случай нового пожара.

Как правило, на большие пожары выезжали брандмайор и все 20 брандмейстеров. Вместе с ними прибывали и пожарные двух смен со своим оборудованием. Таким образом, на одном пожаре сосредоточивалось тысяча пожарных, свыше 20 насосов, 60 бочек с водой, 330 лошадей. В случае угрозы распространения пожара были обязаны прибывать дежурные пожарные со съезжих дворов, что приводило к большой сумятице, создавало значительные трудности в управлении и организации тушения пожара. Только в 1808 г. устанавливается порядок, определяющий выезд команд при различных пожарах.

На пожар также всегда стекались и большие толпы зрителей, затруднявших действия пожарных. Это побудило Екатерину II издать специальный указ, направленный на уменьшение зевак: «Кто бы какого звания ни был обоего пола, никому к пожару не ездить и не ходить, кроме тех, чья должность есть быть при таком случае; если же кто против сего поступит, то с имеющихся чинов взыщется от полиции треть по окладу их жалованья на Воспитательный дом, а лошади и люди, кои при них будут, употреблены будут».

Спустя шесть лет после образования в Москве пожарной экспедиции подобная организация создается и в Санкт-Петербурге. В 1798 г. принимается «Устав столичного города Санкт- Петербурга», в шестой главе которого указывался порядок организации экспедиции. Для заведования пожарным обозом и за соблюдением мер пожарной безопасности в городе вводилась должность брандмайора, а в каждой из 11 полицейских частей - должность брандмейстера. Число жителей, выделяемых каждой частью на пожар, определялось количеством жилых комнат домовладения. При этом на воротах каждого дома обозначались те инструменты, с которыми жители должны были являться на пожар.

В случае большого пожара по распоряжению генерал-губернатора дополнительно выделялись солдаты городского гарнизона. Кстати, устав пехотной полковой службы 1796 г. имел и инструкции по пожарному делу, так что эта помощь была существенной. «Высочайшим приказом» 1798 г. начальники пожарных команд при приезде на пожар обязаны были подчиняться местным полицейским властям. Это право подчас вело к такому неграмотному руководству, что в результате выполнения изданных распоряжений гибли люди и сгорали в огне большие ценности.

В составе пожарного обоза каждой из частей имелись два больших пожарных насоса. Помимо этого, обозы имелись в городских кварталах. Они имели в своем составе один малый насос и два ручных. Устав также предусматривал наличие трубочиста в штате каждой части.

В сельской местности указом 1797 г. крестьянам предписывалось иметь на случай пожара несколько крюков и 3 - 4 лестницы. Эти инструменты обычно хранились возле церквей или в центре села. Если село было большим, то инструменты держались по приходам. На крышах крестьянских домов возле печных труб летом должны были стоять небольшие чаны с водой. У кого труб не было, чаны с водой ставили у ворот. Пожарные инструменты закреплялись за каждым жителем заранее.

В целях защиты селений от ветра, бурь и огня их в обязательном порядке стали обсаживать деревьями. Большую угрозу для сельской местности представляли лесные пожары. Одной из распространенных причин лесных пожаров являлось сжигание леса при расчистке земли под новые пашни. Это происходило повсеместно. Специальным указом, вышедшим в 1798 г., ответственность за предупреждение лесных пожаров возлагалась на местные управы. Два года спустя новым указом в казенных селениях учреждаются старосты, которых избирали на три года из поселян. В обязанность старосты вменялся контроль за соблюдением противопожарных правил. В частности, разрешалось разводить огонь только на пастбищах. Пастухам запрещалось разводить костры с наступлением весны и до середины октября. В ночное время можно было разводить костер не ближе двух сажень от леса или порубок. Кроме того, в радиусе двух сажень от костра выкашивалась трава.

Конец ХV111 в. ознаменовался в Санкт-Петербурге опустошительными пожарами. Они заставили царское правительство внести серьезные изменения в организацию пожарной охраны столицы, которая до этого обеспечивалась мобилизованными жителями и войсками гарнизона. Правда, уже существовала пожарная экспедиция, но она представляла собой скорее административный орган, поскольку штатного состава в ней не имелось.

29 ноября 1802 г. был принят указ об организации при съезжих дворах постоянной пожарной команды из 1602 человек, составленной из солдат, неспособных к строевой службе. Весной 1803 г. команда была сформирована, и 24 июля того же года жители столицы освобождаются от несения пожарной повинности. С этого времени и в других городах России начинается процесс создания профессиональных пожарных команд. Начался новый этап в организации борьбы с огнем.

Организационно пожарная команда Санкт-Петербурга насчитывала 11 частей, прикрепленных к полицейским участкам. В 1811 г. образуется и 12 часть. Штат команды был утвержден в следующем составе: брандмайор, 11 брандмейстеров, 11 помощников унтер-офицерского звания, 528 пожарных, мастер по насосам, слесарь с двумя учениками, 2 кузнеца, трубочистный мастер, 24 трубочиста и 137 кучеров.

31 мая 1804 г. профессиональная пожарная команда создается и в Москве. В принятом в этот день указе пояснялось, что «для отправления ночной стражи и содержания пожарных служителей составить особенную из отставных солдат команду». В 1812 г. ее численность составила 2100 человек без учета прикомандированных офицеров.

В других городах организация команд осуществлялась на основе «Положения о составе пожарной охраны Петербурга и Москвы». Однако пройдет немало времени, пока этот документ примет массовый характер. В Киеве, например, должность брандмейстера учреждается только в 1835 г. В этот же год была образована и пожарная команда при Тульском оружейном заводе. Должность брандмейстера в станицах Войска Донского была введена в 1837 г.

На пожар в Санкт-Петербурге часть выезжала в следующем составе: брандмейстер верхом на лошади, линейка с пожарными, повозка с лестницами и баграми, средний насос и три повозки с водой. По прибытии к месту пожара лошади по мере необходимости возвращались в часть за дополнительным снаряжением.

Всего в начале второго десятилетия XIX в. в городе насчитывалось 17 больших (5 зимних и 12 летних), 12 средних и 24 малых насоса. Большой насос, используемый в зимнее время, приводился в действие десятью пожарными. Дальность подачи водяной струи составляла у такого насоса 12 саженей. Заливной короб насоса вмещал 55 ведер воды, которой хватало на 2,5 минуты работы.

В командах имелись также и ручные насосы, подразделявшиеся на большие и малые. Большие насосы не имели заливного короба. Вода для них от источника водоснабжения подавалась большими или средними насосами с помощью рукавов в специальные железные короба. А уже из короба вода по рукавам, длина которых достигала 50 саженей, подавалась к ручным насосам, размещаемых в помещении. Обслуживали эти насосы 4 человека, а воду можно было подавать на расстояние 6 саженей.

Для доставки воды пожарные части использовали летом бочки, а зимой чаны емкостью 70 ведер. В каждой части было по 3 емкости каждого наименования.

Для работы на крышах пожарными использовались пятиколенные механические лестницы, с помощью которых можно было подняться на высоту 8 саженей. В те времена это были одни из лучших лестниц в мире. Изготавливались они в Санкт- Петербургском пожарном депо. Вышедшие в 1818 г. «Практические наставления брандмейстерам» подробно изложили работу с лестницей и другими пожарными инструментами. В них также приведены были различные рецепты огнезащитных покрытий для деревянных конструкций, правила и способы борьбы с огнем и т.п.

С учреждением пожарных команд начинается строительство пожарных депо - съезжих домов с каланчами. В них размещались полицейские и пожарные части. В комплектовании пожарных команд инструментами не было никакой системы, в связи с чем каждая часть заботилась о своем оснащении самостоятельно.

В 1812 г. в Санкт-Петербурге и Москве создаются пожарные депо с мастерскими. На эти мастерские возлагалась обязанность изготовлять пожарный инвентарь. В штате депо имелись как казенные мастеровые, так и вольнонаемные. Губернские города присылали в депо по 3 способных человека для обучения, «а буде возможно, - говорилось в специальном циркуляре, - и слесарей, кузнецов». Для производства однотипных инструментов в обоих депо имелись эталоны.

Прошедшие обучение посланцы губерний по возвращению на места налаживали изготовление у себя подобных инструментов и обучали этому искусству других. Так возникали мастерские по изготовлению инструментов в Казани, Киеве, Пензе, Рязани, Риге, Вильно, Ярославле и Харькове.

Следует отметить, что подготовка учеников и организация пожарных мастерских велась не всеми губерниями. В 1818 г. воронежский губернатор входит с представлением к управляющему полицией Вязмитинову, в котором сообщает, что в Воронеже «нет людей, обученных делать пожарные инструменты». Специальным распоряжением в 1820 г. губернские и уездные города стали снабжаться пожарными инструментами из столичных депо.

Санкт-Петербургское пожарное депо оказало большую помощь всем губерниям. Только за 15 лет своего существования депо изготовило и разослало по многим городам на 215 тыс. рублей различного инструмента, обучило и подготовило 83 человека. Впоследствии здесь были изготовлены пожарные инструменты, получившие мировую известность.

Московское депо работало непродолжительное время, до нашествия французов, а затем постепенно заглохло. В 1825 г. московский генерал-губернатор составляет донесение, в котором указывает, что «депо находится в расстройстве, и по изобилию в Москве вольных мастеров, делающих пожарные инструменты, недостатка в губерниях быть не может». На основании этого губернатор ходатайствовал о ликвидации депо. Однако вопрос решился в пользу депо.

Большое количество пожаров происходило из-за нарушений при строительстве. Это обязывало специалистов постоянно совершенствовать строительные нормы и правила. В 1809 г. издаются правила, по которым деревянные строения с печным отоплением должны были возводиться на расстоянии не менее 12 саженей друг от друга. Строительство двухэтажных деревянных домов запрещалось. Второй этаж допускалось делать из дерева в том случае, если первый был каменным.

В 1832 г выходит «Строительный устав». Основной упор в нем был сделан на профилактику - определены условия строительства зданий, правила возведения печей, даны нормативы по противопожарным разрывам и др.

Помимо этих правил, санкт-петербургская полиция в 1813 г. издает документ «О мерах осторожности от огня», который в обязательном порядке вручался всем домовладельцам. Этот документ состоял из 32 разделов. В нем, в частности, отмечалось, что хозяин дома должен лично осматривать печи, очаги. Ему вменялась в обязанность переделка «всего того, что пойдет испорченным, поврежденным». Запрещалось доверять зажжение свеч, разжигание самоваров и печей престарелым, больным и детям. А лампы возле этой категории жильцов устанавливать таким образом, чтобы не мог возникнуть пожар.

В 1853 г. в организации пожарной охраны происходят изменения. В соответствии с «Нормальной табели составу пожарной части в городах» штатный состав пожарных команд стал определяться в зависимости от численности населения. Такой подход внес известную пропорциональность и планомерность в организацию пожарной охраны. Все города делились на семь разрядов. К первому относились города с населением до 2 тысяч жителей, а к седьмому - от 25 до 30 тысяч. Число пожарных в каждом разряде, начиная с первого, составляло соответственно 5; 12; 26; 39; 51; 63; 75 человек, возглавляемых брандмейстером. Проекты штатов утверждались Министерством внутренних дел самостоятельно. За 1853 г. было утверждено штатное расписание для 461 города.

В отличие от указа Екатерины II от 1782 г., в соответствии с которым комплектование команд производилось из гражданских лиц, по новому штату люди подбирались из военного ведомства. Табель также определял и количество необходимого пожарного инструмента для каждого из разрядов.

Однако такой порядок существовал до 1873 г., когда вышел указ о прекращении комплектований пожарных военным ведомством. В связи с введением в России с 1874 г. всеобщей воинской повинности на этот год было разрешено доукомплектовать команды молодыми солдатами. Лица, принятые на службу в пожарную охрану, освобождались от службы в армии. Несение службы в командах регламентировалось «Уставом пожарным», изданным в 1857 г. в Своде законов. Устав состоял из 7 глав и 150 статей. Основные положения этого документа были изданы почти 150 лет назад, поэтому в нем содержались указы, нередко противоречащие друг другу.

Одновременно с профессиональными командами, подчиненными полиции, создаются вольнонаемные, принадлежащие городскому самоуправлению. В ряде мест возникают общественные команды и добровольные пожарные дружины. Например, численность общественной команды г. Осташкова Тверской губернии, образованной в 1843 г., составила 18 человек с брандмейстером.

Пройдет немного времени, и у пожарных команд появится много хозяев. Журнал «Пожарное дело» в 1896 г. так писал по этому поводу: «Пожарное дело в России, конечно, есть. Но его нет как специально обособленного дела, как специальной объединенной отрасли государственного хозяйства. Оно давно растерзано и разметано по всевозможным учреждениям - земство, городские самоуправления, полиция, сельские власти, министерства...»

ЛАТВИЯ. С 1789 г. здесь появляются пожарные части, которые по распоряжению городских властей подчиняются старшинам околотков. Впоследствии руководство пожарной охраной Риги было возложено на две гильдии, подчиняющиеся обер-полицмейстеру.

Предметом особой заботы городских властей были складские амбары, в которых находились значительные материальные ценности, предназначенные для торговли. Для их охраны в 1793 г. учреждается особая пожарная стража, возглавляемая членом городского совета.

Раздробленность пожарных команд, отсутствие единого управления затрудняло борьбу с огнем. В 1812 г. на основании «Положения о составе пожарной охраны Петербурга и Москвы», пожарные команды перешли в подчинение правительства. В городских командах устанавливается военная дисциплина.

В первой половине XIX в., когда в Латвии развернулось широкое строительство и быстрыми темпами происходило развитие промышленности, городские власти стали шире привлекать к борьбе с огнем городское население. В г. Елгаве, например, магистрат специальным распоряжением обязал являться на пожар не только ремесленников, а и всех остальных граждан. Отличившимся предусматривалось денежное вознаграждение. Тем же распоряжением определялся порядок размещения в городе пожарного инвентаря, для которого имелось два сарая, пристроенных к церквам. Ключи от сараев находились у соседних домовладельцев.

В 1820 г. принимается «Пожарный устав для города Риги с форштатами». Параграф 21 этого устава обязывал горожан в целях предупреждения пожаров при домах иметь глубокие колодцы и баки для воды. В каждом доме должны были также находиться по два ведра и деревянный ручной насос. Наличие этих инструментов свидетельствовало о серьезности городе -

ких властей в деле борьбы с огнем. На форштатах (пригородах) хозяевам домов в соответствии с уставом полагалось иметь в доме один деревянный насос, два кожаных ведра. Наличие пожарных инструментов контролировалось. Два раза в год полиция проверяла исправность инструментов и освидетельствовала их. Помимо домовладений, город содержал «достаточное» количество насосов в «пожарном доме», в котором в любое время суток содержались две лошади с упряжью. Топоры, лестницы, ломы и другие инструменты могли храниться и в других местах. Для запаса воды в городе имелось 23 чана. Для предупреждения их замерзания в сильные морозы брандмейстеры подсыпали в воду соль. Устав определял и форму брандмейстера, в комплект которой, помимо пожарного платья, шапки, входили также топор (его носили за поясом) и ручной насос. Для удобства передвижения последний крепился за плечами.

Инструкция рижского магистрата, изданная в 1830 г., содержала ряд профилактических требований. Жителям города запрещалось топить печи и плиты после 10 часов вечера, ходить с открытым огнем в сараи. Нарушители этих правил подвергались денежному штрафу или телесным наказаниям.

Широкое вовлечение горожан в борьбу с огнем явилось предпосылкой при создании добровольных пожарных обществ. Поэтому когда рижский чиновник Иван Химиллер предложил создать такое общество, то его инициатива получила поддержку общественности. В г. Елгаве с таким же предложением выступил мастер цеха пекарей 3. Праль. Весной 1865 г. учреждается Рижское, а осенью того же года - Елгавское добровольные общества. Впоследствии такие же общества были организованы и в других городах Латвии. Основное их вооружение составляли ручные пожарные насосы. Форменная одежда членов ДПО состояла из белой полотняной рубахи и кожаной кепи. Лазальщики и ствольщики имели медные каски и спасательные пояса с карабинами. Командиры различных подразделений носили на касках султаны различного цвета, по которым легко было их узнать. Начальники команд носили султаны красного цвета, лазальщики - белого, а группы тушения - черного. Среди добровольных формирований выделялось общество г. Лиепаи. Его члены носили черные сюртуки и кожаные каски. Основным средством тушения пожаров у лиепайских добровольцев был тяжелый ручной насос, установленный на четырехколесной тележке. Причем сами добровольцы не работали на насосах - эту тяжелую работу выполняли жители города, которым за каждый час работы на насосе платил городской магистрат.

16 ноября 1882 г. при Рижском ДПО был учрежден особый отряд, главной задачей которого являлось прибытие на пожар в кратчайшее время. Отряд был немногочисленным, но имел на вооружении самые современные по тем временам инструменты. Для подготовки молодых пожарных при ДПО городов Елгавы, Кулдиги имелись детские отделения. На Рижском взморье в летнее время действовала добровольная детская команда, оснащенная миниатюрными насосами. Правда, к тушению пожаров дети не допускались, а помогали взрослым в качестве связных. В дальнейшем при введении электрической пожарной сигнализации детские команды распались.

В других прибалтийских регионах также имелись добровольные формирования. В Эстонии, например, добровольная пожарная команда была организована в 1788 году. В 1862 году в Таллине образуется добровольное пожарное общество, члены которого наряду с тушением пожаров занимаются профилактической работой. Вскоре аналогичные формирования создаются во всех крупных городах и поселках Эстонии. На вооружении добровольцев были ручные пожарные трубы с массивным деревянным коробом, с деревянными колесами в стальных ободах, большим коромыслом с двумя рукоятками.

ВЕНГРИЯ. В 1769 г. Совет губернаторов этой страны направляет на места проект «Пожарного устава». Из 32 параграфов важнейшими были следующие. В каждой сельской управе для обслуживания пожарной техники выделялись 12 человек. Борьба с огнем возлагалась на ремесленников. Домовладельцы должны были иметь лестницу, багор, запас воды (не менее гектолитра). Населенным пунктам рекомендовалось приобретать современные насосы. При малейшем ветре здания, находящиеся в 30 шагах от горящего дома, предписывалось разбирать. В проекте устава особенно подчеркивались требования к дымоходам. Запрещалось использовать при их устройстве древесину. Помещения для мастерских, если работа в них предусматривала использование огня, должны были строиться на расстоянии не менее 25 шагов от жилых зданий. Зимой печи проверялись раз в две недели. В проекте «Пожарного устава» указывалось также количество необходимой техники. Так, в сельской местности на каждые 300 домов полагалось иметь не менее одного брандспойта, 8-18 кожаных ведер. Села, насчитывавшие более 400 дворов, должны были иметь повозку для перевозки бочек с водой. Вместе с тем оснащение пожарным инвентарем небольших деревень не предусматривалось.

Претворение в жизнь этого важного документа наталкивалось на определенные трудности. Для приобретения пожарных обозов не везде имелись средства. Даже покупка лестниц в безлесной местности являлась проблемой. Небогатые люди не в состоянии были строить дымоходы из кирпича или самана. Тем не менее в 1771 г. с учетом замечаний, окончательный вариант «Пожарного устава» принимается. Совет губернаторов настоятельно рекомендовал населению вести строительство домов из камня, кирпича, самана, глинозема. Обращалось внимание на эффективное действие мокрых покрывал. Возле жилищ предлагалась посадка тутовых деревьев, препятствующих распространению огня. Совет губернаторов объявил неправильным разборку крыш во время пожара, так как это только открывало дорогу огню.

На основе этого устава городские власти с учетом местных условий принимают собственные правила. Например, в комитате Бекеш первый пожарный устав вышел в 1772 г. под названием «Определенный порядок предупреждения возгорания, и если оно произошло, способы его быстрой ликвидации». В частности, комитаты города содержали по 6 ночных сторожей. Во дворцах не разрешалось хранить камыш или солому более чем на одну топку. В Дебрецене в 1775 г. был принят документ под названием «Противопожарная защита». Его тираж составил 6 тысяч экземпляров. Этого хватило для раздачи всем домовладельцам. Проведенная через 3 года проверка соблюдения правил пожарной безопасности показала, что требования этого документа выполняются далеко не везде. Так, рядом с 3025 домами находилось около 500 стогов сена. В 190 домах дымоходы были изготовлены из древесины. В восьмой части всех домов не было запасов воды, в пятой - отсутствовали колодцы.

Король Венгрии Иосиф II в 1788 г. издает новый указ о борьбе с пожарами. Он состоял из четырех частей. Первая посвящалась профилактике пожаров, вторая охватывала меры по оповещению населения и объявлению пожарной тревоги. Третья часть содержала указания по ликвидации очагов пожаров, а четвертая посвящалась проблемам предупреждения пожаров. Однако этот указ был объявлен неконституционным и поэтому не выполнялся. Только через два года государственная комиссия принимает новый «Пожарный устав», основу которого составили с небольшими изменениями статьи из указа Иосифа II. В частности, в нем указывалось, что главы семейств несут ответственность за то, чтобы в ночное время в домах не горел огонь. В больших домах должны быть всегда наготове несколько лестниц, кирка, ручной брандспойт, бочки с водой, в небольших - лестница, кирка, емкость с водой.

Что же касается реального оснащения городов пожарной техникой, то здесь имелись существенные различия. Села и города Венгрии не могли приобретать ее в необходимом количестве, так как собственная промышленность в XVIII - XIX вв. по производству пожарного оборудования была слабой, а зарубежная стоила очень дорого.

Пожарное оборудование Дебрецена в 1808 -1812 г. с населением около 3 тыс. человек состояло из 8 больших насосов и 4 ручных, 256 кожаных ведер, 14-20 повозок для перевозки бочек. По мнению Совета губернаторов, этот город даже с учетом этого оборудования не достиг уровня 1799 г. В то же время в 1808 г. швейцарский город Берн, насчитывавший 40 тыс. жителей, имел 39 больших насосов.

АМЕРИКА. Зарождение в США первых подразделений, которые формировались на добровольной основе, относится к середине XVIII в. Причем с самого начала здесь было взято на вооружение все самое лучшее, что к этому моменту имелось за рубежом. В одном из пожарных депо, построенном в 1775 г. в городе Александрии, находится небольшой музей. Среди его экспонатов есть материалы, посвященные деятельности Джорджа Вашингтона. Восемнадцатилетний Джордж начал свою трудовую деятельность в департаменте пожарной охраны штата Вирджиния.

Организация профессиональных пожарных команд в США относится к 1876 г. Молодое государство заняло решительную позицию в борьбе с огнем. Все новшества сразу же находят здесь практическое применение. Для городов характерно наличие противопожарных водопроводов с большим количеством гидрантов, паровых насосов, пожарных пароходов, сигнализации, лестниц и т.п. Немаловажным было и высокое жалованье пожарных.

Если после 10 лет службы пожарный не мог далее продолжать работу вследствие увечья или болезни, ему назначалась пожизненная пенсия, составляющая половину его содержания. А в случае его гибели семья получала единовременное пособие и годовую ренту до достижения детьми 18-летнего возраста.

К принимаемым на службу предъявлялись определенные требования: трезвость, честность, определенный рост и вес. Каждый мог оставить службу после уведомления администрации через пять дней. Увольняли только за нарушение устава.

На вооружении пожарной команды Нью-Йорка находилось 52 паровых насоса на конной тяге, 5 автомобилей, 5 ручных труб, 10 химических огнетушителей на двухколесной повозке. За счет использования технических усовершенствований американские пожарные довели готовность к выезду с паровым насосом (у которого было необходимое давление для работы) до двух минут. Для Нью-Йорка тех лет характерно наличие разветвленной телеграфной сети для оповещения о пожарах. Ее протяженность составляла 1126 км. По городу было размещено 925 сигнальных устройств, ключи от которых находились в ближайших ресторанах, аптеках, лавках. Через 2 - 3 секунды после замыкания этим ключом электрической цепи устройство выдавало извещение о принятии сигнала тревоги. Второй ключ имели пожарные офицеры, которые пользовались ими для вызова подкрепления.

Сигнальные устройства устанавливались на красных шестах и были хорошо видны издали. При движении пожарного обоза полиция сворачивала средства передвижения на обочину. Кроме тушения пожаров, контроля за соблюдением мер пожарной безопасности, надзора за складами легкогорючих веществ, пожарная команда Нью-Йорка вела расследование причин пожаров.

Другие крупнейшие города Америки также имели большое количество паровых насосов. В Бостоне насчитывалось 33 паровых насоса, в Чикаго - 27, Филадельфии - 28, Сан-Франциско-16, Балтиморе - 13.

Действия американцев резко отличались от работы их коллег в Европе - быстро сосредоточить на пожаре возможно большее количество паровых насосов (на крупные пожары прибывали почти все) и все залить водой. Этого принципа придерживались все американские пожарные. Такая тактика приносила плоды. Если до момента образования пожарной команды в Нью-Йорке в 1867 г. произошло 796 пожаров, то спустя 9 лет, за которые население увеличилось на две трети, количество пожаров возросло лишь на 586. При этом ущерб от пожаров снизился почти в два раза. Для США, так же, как и для других стран, характерны крупные пожары - катастрофы с гибелью людей. По данным печати, ежегодный ущерб от пожаров в США превышал 100 млн долларов, причем половина этой суммы приходилась на поврежденное водой имущество.

С целью снижения страховых выплат страховые общества учредили пожарный патруль, который выезжал на все пожары, действуя независимо от городских команд. Основная задача патруля - спасание имущества от огня и воды. Его работники либо выносили вещи из дома, либо накрывали их непромокаемой тканью. В экипаже патруля имелось 25 кусков ткани размером 14 - 40 футов каждый. Помимо этого, они выкачивали оставшуюся воду из помещений.

Подобные патрули действовали и во многих европейских городах.