ЧП июля 64 г. н. э. в Риме вспыхнул пожар, длившийся восемь дней. Дотла выгорело 10 из 14 районов крупнейшего города мира. В огне погибли многие произведения искусства, прекрасные храмы, жилые дома, расплавилось три тысячи медных досок, на которых были выгравированы постановления сената с самого основания Рима. «...Стремительно наступавшее пламя, свирепствовавшее сначала на ровной местности, поднявшееся затем на возвышенности и устремившееся снова вниз, опережало возможность бороться с ним, и вследствие быстроты, с какой надвигалось несчастье, и потому, что сам городе кривыми, изгибавшимися то сюда, то туда узкими улицами и тесной застройкой, каким был прежний Рим, легко становился его добычей...» так описывает римский историк Корнелий Тацит (55 120 г. н. э.).
Это было страшное бедствие. Защищая честь римских инфонариев, обвиняемых в бессилии при тушении пожара, немецкий писатель-историк Линдер отмечает, что «только необычайной энергии сифонариев, разобравших целые кварталы, Рим обязан остановкою огня». Этот пожар заставил задуматься императора Нерона над проблемами их предупреждения и тушения, ибо в густонаселенном городе с извилистыми, узкими улочками, многоэтажными в четыре, пять и более этажей домами огонь представлял серьезную опасность.
Тацит приводит описания и других пожарищ. Особенно тяжелые последствия вызвали возгорания в местах массового скопления людей. Когда загорелся деревянный амфитеатр, построенный в 23 г. н. э., огонь настолько быстро охватил трибуны, что люди в панике не сумели выбраться из помещения. Погибло несколько тысяч человек. С этих пор сенат вмешивается в строительство и требует предельной высоты домов, широких проездов и свободных, незастроенных площадей. В принятых законах были установлены соответствующие нормы, которые следовало соблюдать при выборе строительной площадки, проектировании и возведении зданий. В первую очередь была запрещена постройка домов с общими стенами. Император приказывает строить новые дома разрозненно. Предписывалось «...оставлять дворы... и сами здания в определенной их части строить без деревянных балок, из камней гор Габинуса или Албануса, поскольку камень более устойчив к огню...» Нерон распорядился также строить перед домами залы с колоннами, с плоских крыш которых можно отражать наступление пламени. С низких крыш залов, похожих на веранды, легче было вести борьбу с огнем. Например, в Аквинкуме, в передней части губернаторского дворца над террасой, специально оставили один этаж пустым, показав наделе пример выполнения предписания. Во избежание гибели людей на пожарах высота многоэтажных зданий ограничивалась вначале до 21, а затем до 17 метров, причем для каждого этажа предусматривалась отдельная каменная лестница. Театры, которые играли большую роль в жизни населения, строились из мрамора. Причем сцена в театре, нередко достигавшая высоты нескольких этажей, имела выходы в четыре стороны, что облегчало эвакуацию артистов и зрителей при пожаре.
В ходе градостроительства промышленные предприятия стали выносить за городские стены. Причем производственные цеха возводились не на произвольном месте, а с учетом «розы ветров». Так, например, строители Аквинкума, учитывая, что ветер дует, в основном, на северо-запад и север, переместили предприятия с этого направления на восток и юг. Запрещалось также устраивать вблизи строений погребальные костры.
Грандиозное строительство Рима в пору его расцвета повлекло за собой поиск дешевых и экономичных строительных материалов. Здесь находят широкое применение глина, бутовый камень, туф, кирпич-сырец и обожженный кирпич, черепица, мрамор и др. Деревянные предметы в целях пожарной безопасности пропитывались смесью уксуса и размельченной глины. Со II в. н. э. дома строили, как правило, из камня, а крыши покрывали черепицей. В начале V в. н. э. в Константинополе насчитывалось 4488 каменных сооружений, 52 аркадыпортика, около 200 бань. Но улицы и площади продолжали оставаться узкими. Например, в Аквинкуме самая широкая улица была не более 11 метров, а центральная городская площадь имела размеры 12x12 метров.
Наряду с постройкой общественных и жилых зданий из камня, в Риме уделялось большое внимание строительству водопроводов. В Древней Греции во времена Геродота (V в. до н.э.) в г. Самос проводят ключевую воду. Общеизвестны римские сооружения подобного рода. Если первый водопровод длиной 16,5 км появился в312г. дон.э.,тов 1в.н.э. только в Риме уже имелось 11 самотечных водопроводов, по которым город ежедневно получал до 700 кубометров воды. На одного жителя приходилось 600-900 литров воды в сутки. Это было одним из самых значительных достижений, причем многие другие страны мира так и не смогли достигнуть этого уровня даже спустя столетия. К примеру, в конце XIX в. в России 60 литров воды на человека в сутки считалось вполне достаточным. Вода подавалась в город самотеком из отдаленных источников, пополняя большой резервуар. От открытых каналов постепенно был осуществлен переход к системе труб, причем металлические трубы начали применять с очень давних пор. Из большого резервуара вода поступала в три бассейна меньших размеров, расположенных на разных уровнях. Из самого нижнего вода поступала в городские фонтаны, из которых население брало воду, а в случае необходимости она использовалась для целей пожаротушения. Специальные служители кураторы вод постоянно следили за всей системой водоснабжения. В период организации пожарной службы в Риме, как уже упоминалось, в разных частях города было построено 700 водоемов. Очевидно, что такая густая сеть бассейнов и водопроводов позволила римлянам решить одну из важнейших проблем доставку воды к месту пожара в кратчайшие сроки.