Организация кадрового обеспечения работы с личным составом органов внутренних дел при ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС

Цель РУБИН ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ - предложение широкого спектра услуг по низким ценам на постоянно высоком качестве.

Организация кадрового обеспечения работы с личным составом органов внутренних дел при ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС

Опыт ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС наглядно показал, что при техногенных катастрофах подобного масштаба эффективность разноплановых специальных мероприятий системы Министерства внутренних дел, как и всех других ведомств, в первую очередь зависит от человеческого фактора, кадров.

Обусловленный размерами бедствия объем задач, выполнение которых выпало на долю сотрудников и военнослужащих системы МВД, потребовал привлечения значительных сил от МВД, УВД России, Украины и Белоруссии и организации кадрового обеспечения, отбора, расстановки начальствующего и рядового состава, их нацеливания на экстренные действия в уникальных по сложности условиях.

Уже 26 апреля 1986 г. в течение первого дня в районе катастрофы было сосредоточено и приступило к действиям около 4030 человек, в том числе личный состав сводных подразделений, укомплектованных МВД СССР,— 215 человек и резерв личного состава аппарата — 200 человек 1

К утру 27 апреля было доставлено в район катастрофы 1675 человек, в том числе военнослужащих внутренних войск — 750, сотрудников УВД Киевского горисполкома — 300, слушателей КВШ МВД СССР — 300, аппарата МВД СССР — 150. Одновременно с этим было дано указание начальникам УВД Житомирского, Черниговского, Черкасского облисполкомов о формировании в этих районах резервов по 250 человек в каждом. К 28 апреля было задействовано 9050 сотрудников органов внутренних дел и внутренних войск. Более 1500 сотрудников были командированы в зону аварии в составе сводных отрядов семи УВД областей Украины.

Для охраны общественного порядка в зоне и прилегающих к ней районах ежедневно задействовалось 2230 сотрудников и военнослужащих. В работе по дезактивации территории и сооружений ЧАЭС, техники, населенных пунктов, откачке радиоактивной воды и при производстве бетонных работ на 4м блоке участвовали свыше 1100 сотрудников. Для проверки уровня радиоактивного заражения транспортных средств, выезжавших из зоны катастрофы, было развернуто 255 постов дозиметрического контроля, на которых было задействовано 1600 человек.

Всего с начала катастрофы к несению службы было привлечено около 18 500 сотрудников органов внутренних дел, многие из которых были командированы в Чернобыльско-Припятскую зону из МВД, УВД Российской Федерации.

Все эти цифры приведены здесь не только для того, чтобы показать масштабы аварии и соответствующей потребности в личном составе органов и войск системы МВД. Показатели численности привлеченных к ликвидации аварии на ЧАЭС людских ресурсов из органов и внутренних войск говорят и об объеме работы по подготовке к командированию, отбору, подбору кадров, экипировке, инструктированию личного состава и формированию команд и сводных отрядов. Вся эта деятельность осуществлялась руководителями и кадровыми аппаратами МВД, УВД, начальниками ГОРОВД, РОВД, командирами соединений и частей внутренних войск.

Руководство всей этой сложной и масштабной работой осуществляли Оперативный штаб МВД СССР и оперативные штабы МВД УССР и МВД БССР. В первый же день катастрофы была создана оперативная группа МВД страны, которую в начальный период возглавили заместители Министра внутренних дел И. Т. Богатырев, В. И. Другое, Н. И. Демидов, В. В. Заботин, В. П. Трушин, а позднее — руководители главных управлений МВД страны. Наряду с командно-распорядительной функцией, решением всех вопросов, связанных с организацией и всесторонним обеспечением деятельности группировки сил и средств в зоне ЧАЭС, одним из главных (если не самым главным) вопросов была работа руководителей Оперативного штаба МВД страны с людьми, личным составом, с кадрами органов внутренних дел и внутренних войск.

Как и у всех других категорий руководящих кадров задачи этой работы сводились к тому, чтобы расставлять на самых сложных участках наиболее умелые и квалифицированные кадры, формировать у личного состава сознательность, стойкость, уверенность в эффективности проводимых мероприятий, готовность выполнить свой долг в чрезвычайных обстоятельствах, соблюдать дисциплину, разумную осторожность и соответствующие меры безопасности.

Руководители Оперативного штаба МВД страны, ОШ МВД, УВД и командиры сводных отрядов, их заместители по работе с личным составом заботились о создании сотрудникам благоприятных условий для успешного выполнения поставленных задач, о своевременном обеспечении всеми видами довольствия, поддерживали тесный контакт с местными органами власти, обеспечивали взаимодействие и взаимопонимание с командирами и личным составом частей Министерства обороны, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Все это дало свои положительные результаты, способствовало четкому выполнению задач.

В последующем работа с кадрами УВД, ГОРОВД на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, приобрела несколько другой характер. Сложная радиоактивная и оперативная обстановка на загрязненных территориях привела к возникновению проблем с комплектованием кадров органов внутренних дел. Участились случаи, когда сотрудники стали высказывать намерение перевестись в другие районы страны. В связи с этим был подготовлен приказ МВД СССР № 142—1990 г. «О дополнительных льготах лицам рядового и начальствующего состава внутренних дел и военнослужащим внутренних войск, проходившим службу в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению». Кроме того, Управление кадров МВД РСФСР в этот период подготовило и направило в МВД СССР обоснованные предложения о введении дополнительной штатной численности практически по всем службам органов внутренних дел, дислоцирующимся и выполняющим оперативно-служебные задачи в загрязненных районах Европейской части страны.

В дни Чернобыльской катастрофы руководители МВД СССР, МВД УССР, МВД БССР, государственные органы на местах исключительно важную роль в обеспечении задач по ликвидации последствий аварии отводили вопросам подбора и расстановки кадров, работы с личным составом, что в самые трудные периоды придавали новые силы в борьбе с общей бедой.

Можно с полным основанием сказать, что в историю органов внутренних дел, как результат такой работы, золотыми буквами была вписана героическая страница, когда в час тяжелых испытаний сотрудники органов внутренних дел своей грудью преградили путь смертельной опасности, грозящей жизни людей. Здесь хотелось бы подчеркнуть одну важную особенность поведения людей в зоне аварии на ЧАЭС и задачу высокого нравственного значения, о которой в газете «Советская культура» было сказано так: «... С ходом событий становится все очевиднее, что не внезапный импульс, а сознательность и убежденность, патриотизм ведут тысячи людей на ежедневные доблестные дела. Наша совесть требует: каждое из таких дел должно быть по достоинству оценено, сохранено в памяти людской»  .

Участник тех событий подполковник милиции Ф. П. Есипчук впоследствии отмечал: «Уже первые минуты, часы и дни всех нас убедили в том, что сотрудники органов внутренних дел, как и другие участники битвы с атомной стихией, были подготовлены к выполнению боевых задач по ликвидации последствий аварии на АЭС нравственно и профессионально. Может быть, на первый взгляд покажется несколько странным вывод о том, что начальникам, командирам, руководящим кадрам органов и войск системы МВД легко было вести за собой таких людей на выполнение самых невероятно сложных и опасных задач. И тем не менее это так. Приходилось на каждом шагу видеть не факты, не отдельные случаи, а массовый порыв»  , когда люди просят направить на опасные участки, оставить в зоне на второй срок.

Это положение подтверждает в своих воспоминаниях находившийся в г. Припяти с момента аварии кавалер ордена Красной Звезды, капитан милиции Анатолий Петрович Стельмах.

«Особой» экстремальностью, отмечал он, характеризуются первые дни работы Припятского РОВД после аварии на АЭС с 26 по 30 апреля 1986 г. (т. е. до момента вывода личного состава непосредственно из зоны высокой радиоактивности).

Основными задачами отдела в послеаварийный период были:

—регулирование автомобильного движения в районе атомной станции, направление к очагу тушения только необходимой специальной техники и отсеивание частного транспорта. Необходимо было перекрыть движение частного транспорта к городу со всех направлений, чтобы не допустить неоправданное заражение людей. Эта задача в первые часы аварии легла на плечи работников ГАИ и МРЭО Припятского РОВД. Люди более десяти часов работали на опасных с точки зрения радиоактивного заражения участках. На перекрестках, в непосредственной близости от АЭС, находились С. С. Мамах (инспектор ДПС, старшина милиции) и В. Н. Вишневский (инспектор админпрактики, младший лейтенант милиции). Оба вызвались нести службу добровольно;

—обеспечение в городе общественного порядка, недопущение паники, а также охрана важных и особо важных объектов. Эта задача выполнялась путем патрулирования усиленных нарядов ОВД. Здесь был задействован практически весь личный состав отдела. Приходилось действовать, исходя из обстановки. Проснувшийся город, увидев на улицах наряды милиции, спокойно и уверенно выполняющие свою задачу, не поддался панике, даже узнав о масштабах аварии. Сотрудники, несшие службу в городе, предложили: раз население не имеет индивидуальных средств защиты, необходимо оставить и свои противогазы в отделе. И хотя эта мера явилась антигуманной по отношению к своему здоровью, позже стало ясно, что это во многом помогло избежать паники среди населения города. Уже 26 апреля, к концу дня, поступила команда — быть готовым к эвакуации.

В отделе было проведено экстренное совещание, на котором присутствовал один из руководителей УВД Киевского облисполкома подполковник милиции П. В. Киян. Совещание длилось не более 20 мин, а протокол уместился на листке ученической тетради. Утром были подведены итоги работы за первые сутки после аварии: никто не оставил своих постов и участков, струсивших не было. Было принято решение: опытных сотрудников — на самые сложные участки. Сконцентрировать усилия коллектива на подготовке к эвакуации.

С момента аварии до окончания эвакуации (т. с. почти двое суток) сотрудники отдела не сомкнули глаз. Принимали пищу почти на ходу. О том, как работали сотрудники отдела, можно судить по следующим фактам:

— эвакуация города с 45тысячным населением была проведена в течение двух часов. Для проведения эвакуации было задействовано 1200 автобусов и грузовых машин (не считая специальной техники). За это время на улицах города не было совершено ни одного ДТП. На протяжении вечера, ночи и половины светлого дня, предшествующих эвакуации, сотрудники милиции расписали каждый дом поквартально, сделали расчет требуемого транспорта, продумали пути подъезда, чтобы не допустить заторов и пробок.

После эвакуации еще более двух суток несли службу сотрудники Припятского РОВД в городе и оставили город по указанию руководства 30 апреля 1986 г. Перед отъездом собрали коллектив отдела — нужно было решить, кого оставить еще на день (5—7 человек) для того, чтобы ввести в обстановку новую смену. Снова вызвались добровольцы — 15—20 человек, в их числе участковый инспектор Н. В. Мищенко.

Таким образом, личный состав Припятского РОВД с честью выполнил свой служебный долг, показав при этом мужество и героизм, верность присяге.

Многие руководители ОВД отмечали тот факт, сколько пришлось потратить сил на уговоры дозиметристов первого сводного отряда сотрудников органов внутренних дел Винницкой области, добровольно пожелавших патрулировать в Припяти, чтобы они сменились и уступили место смене. Мотив у них был один: мы опытные, хорошо знаем, в каких местах города радиация выше, а где она ниже, дескать, зачем же подвергать «новичков» лишней опасности. Отдежурив свои четыре часа, они настаивали на том, чтобы идти в Припять с новой сменой. В подобных ситуациях приходилось прибегать к помощи врачей, за которыми было последнее слово.

Все это учитывалось в организации информационно-воспитательной работы, отправной точкой которой являлся уже достигнутый уровень сознания и профессиональной подготовки личного состава, организованности и дисциплины, чему способствовали глубокое понимание им значимости и важности выполняемых служебных, фактически боевых задач, здоровый морально-политический климат в коллективах сотрудников.

Работа среди личного состава подразделений органов внутренних дел в районе Чернобыльской АЭС строилась в соответствии с решениями коллегии МВД СССР, долговременными установками, советами, которые были даны руководителями кадровому аппарату системы МВД УССР в ходе посещения Украины Министром внутренних дел СССР А. В. Власовым, первым заместителем Министра В. П. Трушиным и начальником Политуправления МВД страны В. И. Гладышевым по вопросам укрепления правопорядка, дисциплины и законности, мобилизации сотрудников на образцовое выполнение ими своего патриотического и служебного долга.

В информационно-разъяснительной работе по обеспечению выполнения личным составом боевых задач по ликвидации последствий аварии на АЭС строго учитывались и быстроменявшаяся ситуация, и то, что деятельность милиции осуществлялась в условиях нарушений социально-экономической инфраструктуры данного региона, сложной радиоактивной обстановки, отрицательного влияния фактора внезапности, быстрого и опасного воздействия явлений, вызванных взрывом на 4м блоке, необычных для понимания, осознания сотрудниками. Образно скажем так: сопутствующие аварии психологические факторы усугубляли быстро распространяющуюся по воздуху, земле и воде опасную для всего живого угрозу, которой нужно было вначале преградить путь, а затем ликвидировать ее как источник всех бед.

А это значит, что деятельность сотрудников ОВД должна была опережать распространение влияния негативных явлений и требовала от людей смелых, но обоснованных, молниеносных, стремительных, но согласованных действий.

Характер и масштабы беды, быстрое развитие обстановки в опасном направлении в первые после аварии часы и дни выдвинули органы внутренних дел с армией и внутренними войсками на передовые рубежи всенародной борьбы за ликвидацию последствий ядерной стихии.

«Органы внутренних дел и внутренние войска вместе с сотрудниками Чернобыльской АЭС первыми приняли на себя грозную силу удара атомной стихии и с честью выдержали его, — сказал начальник Оперативного штаба МВД СССР по ликвидации аварии на АЭС, первый заместитель Министра внутренних дел генерал-лейтенант внутренней службы В. П. Трушин в выступлении на проведенном 14 мая 1986 г. совещании (в районе АЭС) руководящего состава действующих в зоне органов внутренних дел и внутренних войск. — Имена погибших войдут в память людей на многие годы. Сотрудники знают, во имя чего несут они здесь нелегкую службу. Руководящим кадрам, политработникам нужно эту настроенность прочно закрепить и развить дальше. В сложившихся условиях эта задача приобретает исключительную важность для скорейшей ликвидации последствий аварии на атомной станции».

И эта задача решалась на всех этапах деятельности органов и подразделений внутренних дел в Чернобыльско-Припятской оперативно-режимной зоне.

В организации этой крайне сложной работы нужно было учитывать и то, что в суровых экстремальных условиях в обязанности личного состава системы МВД, действующего в опасной зоне, сама жизнь и обстановка внесли крупные изменения.

К традиционным функциям сотрудников органов внутренних дел добавились: борьба с мародерством, распространениями всякого рода провокационных слухов и измышлений, поддержание среди жителей опасной зоны в доэвакуационный период спокойствия, недопущение потерь среди них из-за нарушения правил противорадиационной безопасности, массовое и непрерывное информирование их об обстановке в районе АЭС, обеспечение организованной эвакуации населения, выполнение решений и распоряжений, регламентирующих режим в местности, объявленной опасной для здоровья людей. Новым было в деятельности органов внутренних дел обеспечение круглосуточной охраны оставленных людьми населенных пунктов, объектов народного хозяйства и личного имущества граждан, бесперебойного прохождения к АЭС техники и срочных грузов, ограничение въездов в зону людей, передвижение которых не вызвано необходимостью ликвидации последствий аварии, непосредственное участие личного состава в выполнении важных правительственных заданий на территории самой АЭС, взаимодействие с войсковыми подразделениями, трудовыми коллективами различных ведомств в выполнении задач, создании соответственной материально-технической базы, необходимой для быта, организации отдыха и содержательного досуга личного состава.

Коренным образом изменились условия работы, значительно возрос ее объем, многократно увеличилась физическая и морально-психологическая нагрузка на действующий в зоне личный состав, повысились требования к нему.

Понимая всю сложность положения и исключительную важность возложенных на органы внутренних дел обязанностей, МВД СССР, МВД УССР выработали развернутую программу перестройки работы руководства, политаппарата, подразделений, действующих в зоне, в соответствии с экстремальной обстановкой и новыми неотложными задачами. Пути и методы их решения были всесторонне рассмотрены на заседаниях коллегий МВД, УВД, в политаппаратах, партийных, комсомольских организациях, находящихся в опасной зоне органов и подразделений внутренних дел.

В Политотделе МВД УССР, например, были рассмотрены вопросы: «Об организации работы политаппаратов, партийных, комсомольских организаций, органов и подразделений внутренних дел республики, выполняющих в Чернобыльско-Припятской оперативно-режимной зоне боевые задания по ликвидации последствий аварии (20 мая)», «О состоянии партийно-политической работы в Чернобыльско-Припятской оперативно-режимной зоне, подготовке личного состава к несению службы в весенне-летний период, выполнении приказов МВД СССР по этим вопросам и решения Политотдела МВД УССР от 20 мая 1986 г.».

Перестройка была глубокой, велась форсированно, что называется, на марше. Так, постоянно совершенствовалась организационная и штатная структура, происходила частая перегруппировка крупных сил и средств органов внутренних дел (как того требовала быстро меняющаяся обстановка). Важным средством оперативного руководства действующими в зоне силами системы МВД стало морально-психологическое обеспечение действий сотрудников по ликвидации последствий аварии. В зоне велась напряженная работа по профессиональному (по целям) и непрерывному (по динамике) информированию сотрудников.

В основе этой работы была задача формирования у каждого сотрудника правильного отношения к ситуации, высоких профессионально-нравственных и боевых качеств, чувства верности своему служебному долгу.

В зоне проверены на жизненность и эффективность многие формы и методы работы с личным составом, даны ответы па вопросы, какими морально-психологическими и боевыми качествами должен обладать каждый сотрудник, какие знания, навыки необходимы ему для успешного выполнения сложнейших задач в боевых условиях и как их формировать. Здесь проверялись профессиональная зрелость, характер каждого командира, начальника, политработника, сотрудника органов внутренних дел. И надо сказать, что этот экзамен был выдержен с честью.

Сложная обстановка диктовала другой, совершенно новый подход к организации работы с личным составом, кадрами, многократно увеличивала цену каждой минуты. В зоне у времени свои измерения. Это требовало высокого динамизма в структуре, формах и методах работы, оперативного приведения их в соответствие с быстроизменяющимися условиями и задачами.

Создание в зоне традиционной в те годы системы партийно-политической работы соответствовало структуре, целям и задачам действовавших здесь органов и подразделений внутренних дел. В них был сформирован политический аппарат, были также созданы партийные, комсомольские организации и группы, назначены парторганизаторы (именно назначены, а не избраны, учитывая экстремальность обстановки).

Для организации этой работы в оперативно-режимную зону были направлены заместитель начальника политотдела МВД УССР Н. Н. Болтиец, секретарь парткома МВД И. Е. Краснощек, начальники политотделов УВД Киевского горисполкома, Киевского, Винницкого, Черногорского, Полтавского, Сумского облисполкомов Ф. Ф. Шульженко, В. П. Киян, В. А. Сущик, Н. А. Прохоненко, В. 3. Плиско, А. В. Пезинич, опытные политработники из органов внутренних дел разных областей республики.

Только политотдел УВД Киевского горисполкома направил в зону 40 политработников, значительную часть партийного и комсомольского актива.

В органах и подразделениях внутренних дел республики была проведена партийная мобилизация по отбору коммунистов, лучших комсомольцев для участия в ликвидации последствий аварии.

Чрезвычайная сложность обстановки требовала значительного усиления внимания к каждому сотруднику.

В зоне непрерывно велось планомерное морально-психологическое обеспечение действий личного состава органов внутренних дел по ликвидации последствий аварии.

На каждом этапе борьбы со стихией разрабатывались комплексные планы всестороннего обеспечения выполняемых органами и подразделениями внутренних дел республики боевых задач по ликвидации последствий аварии, которые согласовывались с начальником оперативного штаба.

Суть этих планов сводится к тому, чтобы решение поставленных задач было реализовано в предусмотренные сроки, качественно, с наименьшими затратами времени, сил и средств. Как показала практика, главным здесь является глубоко продуманный подбор кадров, выбор форм и средств, всесторонний учет всех сложностей, которые оказывают постоянное влияние на настроение, поведение и действие людей, на их психологию.

Как никогда серьезно, приходилось учитывать психологический фактор. Так, несение службы сотрудниками органов внутренних дел в г. Припяти, эвакуированных селах, среди пустых домов, улиц да еще в известной им радиационной обстановке было психологически необычным. Теми, кто родился, жил в селе или хорошо знает его, трудно воспринималось и отсутствие в солнечные дни весны, лета и осени работ на полях, огородах. Необычная тишина там, где должна бурлить жизнь, — явление новое, психологически непростое.

Все это были новые явления, которые так или иначе оказывали психологическое воздействие на сотрудников милиции в зоне. Быстро меняющаяся обстановка требовала полного их учета в работе с людьми.

«В этой чрезвычайно сложной обстановке, — сказал генерал майор милиции А. И. Боровик на проведенном 3 мая в Чернобыле инструктаже политаппарата, партийного и комсомольского актива, действующих в зоне органов и подразделений внутренних дел, — человеческий фактор приобретает важную, решающую роль.

При этом хотелось бы заострить ваше внимание на том, что в активизации этого фактора в экстремальных условиях важно все: социальная и профессиональная подготовленность каждого сотрудника и сформированного здесь нового подразделения к выполнению боевых задач, морально-политическое состояние личного состава, интеллектуальные, эмоциональные и волевые качества людей, их потенциальные возможности и способности сполна раскрыться в трудных ситуациях.

В расстановке кадров на решающих направлениях ликвидации последствий аварии мы должны строго учитывать способность в сложных ситуациях проявить мужество, выдержку, инициативу, прийти на помощь товарищу в критические минуты. Не занимаемыми ранее должностями и звездами на погонах, а только этим должна определяться расстановка кадров, всех прибывших людей, в которой мы должны активно участвовать совместно с кадровыми аппаратами, руководителями органов и подразделений внутренних дел. В этих сложных условиях существенное повышение роли, активизации человеческого фактора должно стать сердцевиной всей работы».

И эта работа с личным составом велась повсеместно и непрерывно: в период несения службы, по месту расквартирования сотрудников, днем и ночью.

Иначе и нельзя было, потому что днем и ночью велась напряженная работа по ликвидации последствий аварии на 384

АЭС. Необычным здесь было все: уровень напряжения человеческих сил, масштабы, важность и оперативность решаемых задач, продолжительность кратких совещаний, собраний, быстрота реализации принимаемых решений, предложений. Никто не говорил лишних слов.

Участник тех событий Ф. Н. Есипчук вспоминает: «27 апреля в 20 ч личный состав Обуховского РОВД Киевской области был поднят по тревоге. В 21 ч 15 мин поступило распоряжение выделить группу сотрудников в количестве 30 человек для сопровождения 50 автобусов Обуховского АТП55   в г. Припять для проведения эвакуации. Группу приказано было возглавить мне (зам, начальника по политчасти). Выход автобусов был намечен на 22 ч. В течение этих 45 мин мы совместно с начальником отдела А. И. Пасько отобрали 30 человек (учитывая морально-психологическую и деловую характеристику каждого сотрудника), поставили людям задачи, провели тщательный инструктаж и беседы с некоторыми сотрудниками. Благодаря проведенной работе, личный состав успешно справился с выполнением задачи. При эвакуации жителей г. Припяти 28 апреля 1986 г. все сотрудники действовали четко и слаженно. Большинство из них за эту операцию были поощрены».

В такой ситуации резко изменилась и шкала оценок. Незамеченными и даже мешающими стали шумливые, суетливые, много говорящие, но мало делающие люди. Здесь были в почете товарищеское взаимопонимание «с полуслова», краткость, быстрота, умение правильно решать и смело действовать, высокая компетентность. Прилагались усилия для обеспечения четкой ориентации каждого руководителя, политработника, партийного и комсомольского активиста, рядового сотрудника в складывающейся обстановке, глубокого и точного понимания вытекающих из обстановки задач.

МВД УССР разработало Памятку по организации работы с личным составом органов и подразделений внутренних дел в экстремальных условиях ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и вручило ее каждому сотруднику полит аппарата. В ней акцентировалось внимание организаторов этой работы на необходимости быстрой перестройки деятельности с учетом сложившейся в зоне обстановки, эффективного обеспечения деятельности сотрудников в экстремальных условиях путем решения определенных задач.

В обязанности руководящих кадров и политработников вменялось также регулярное информирование подчиненных сотрудников, своих руководителей, партийных и советских органов о политико-моральном состоянии, настроениях и здоровье личного состава, мужестве, решительных действиях, инициативе и находчивости, проявленных личным составом при выполнении служебного долга, о нерешенных вопросах и трудностях, ошибках.

Ценным в Памятке явилось то, что в ней четко говорилось о задачах и мерах по обеспечению личной безопасности сотрудников в условиях повышенной радиации. Здесь было предусмотрено следующее:

— совместно с руководителями органов и подразделений осуществлять систематический контроль за эффективностью работы медицинской, дозиметрической и хозяйственной служб. Знать радиационную обстановку на обслуживаемой территории, в жилых помещениях, уровень радиоактивного заражения личного состава и техники и с учетом этого принимать необходимые меры по обеспечению безопасности каждого сотрудника. Обеспечивать неукоснительное соблюдение сотрудниками правил личной санитарии и гигиены, осуществлять постоянное ведение карточек учета доз радиоактивного облучения.

Особое внимание политработников обращалось на правильное использование личным составом в зоне средств индивидуальной защиты (респираторы, спецодежда), недопущение фактов игнорирования этих требований как со стороны начальствующего, так и рядового состава. В обязанность политработников вменялось: каждый случай отступления от правил соблюдения личной безопасности рассматривать как грубое нарушение партийной, комсомольской и служебной дисциплины и давать ему строгую оценку.

Исключительно важным в Памятке было требование к каждому командиру и политработнику принимать все доступные меры по созданию нормальных бытовых условий для личного состава, действующего в оперативно-режимной зоне. С этой целью предписывалось систематически осуществлять личный контроль за своевременной организацией трехразового питания, прежде всего горячего, обеспечением полноценного отдыха людей.

В числе важнейших мер предусматривалось обеспечение тщательного проведения санитарной обработки сотрудников, дезактивации одежды и личного имущества, техники как в процессе службы в зоне, так и по ее завершении.

Примечательным является обращение Политотдела МВД УССР ко всем политработникам, помещенное в конце Памятки: «Товарищи политработники! Помните, что от вашей ответственности, инициативы, требовательности, партийной принципиальности, заботы о сотрудниках зависят безопасность, высокий нравственный дух и здоровье личного состава, успешное выполнение важного государственного задания».

Таким образом, с самого начала мужественной борьбы личного состава МВД с атомной стихией были четко определены задачи работы с личным составом в действующих здесь органах и подразделениях внутренних дел, функциональные обязанности должностных лиц в экстремальных условиях. Это в значительной мере определило результативность действий начальников и их заместителей.

По мере прибытия в район аварии сводных отрядов и отдельных подразделений из УВД различных областей и из УВДТ создавались партийные и комсомольские организации, проводились собрания коммунистов и членов ВЛКСМ по вопросу обеспечения их авангардной роли в ликвидации последствий аварии.

В подготовке и проведении таких собраний приняли участие руководящие работники партийных комитетов и вышестоящих политорганов. Так, в работе собрания коммунистов временной парторганизации оперативной группы МВД УССР, состоявшегося 7 мая, приняли участие и выступили заместитель начальника Политуправления МВД СССР генерал-майор милиции В. И. Шашков и начальник отдела МВД СССР полковник милиции А. В. Чепалин. 12 мая на партийном собрании парторганизации Иванковского РОВД Киевской области, личный состав которого с первых дней аварии на АЭС принимал активное участие в ликвидации ее последствий, выступил первый секретарь местного райкома Г. Д. Пельтек.

С учетом чрезвычайной обстановки в районе аварии чаще стали проводиться краткие открытые партийные собрания с повесткой дня: «О текущем моменте и задачах коммунистов, комсомольцев, всех сотрудников по обеспечению ликвидации последствий аварии на АЭС».

В связи со сложной обстановкой приходилось несколько изменить порядок работы: так, собрания обычно проводились до 8 ч, а подведение итогов работы за день в 22 ч. Кроме того, в зоне было проведено несколько крупных совещаний, на которых начальники, политработники, партийные активисты высказывали свои мнения о недостатках в организации и проведении работы с личным составом.

У некоторых сотрудников, в том числе и политработников, бытовало мнение, что коллективные встречи, а также подведение итогов сделанного за каждый день отнимают время. При этом ссылались на то, что в данной экстремальной обстановке дать квалифицированную оценку действий, указать на ошибки, высказать рекомендации, поставить задачи каждому сотруднику, активисту можно в индивидуальных беседах с ними.

Жизнь действительно показала, что в полевых условиях в ходе индивидуальных бесед руководители, политработники делают разбор индивидуальных действий каждого своего подчиненного. Однако это нисколько не умаляет роли, значения и результативности того коллективного обмена мнениями, который ведется в первичных звеньях органов и подразделений внутренних дел. Более того, своевременный, творческий и поучительный разбор усилий первичных коллективов, отдельных служб и каждого сотрудника является эффективной формой, школой повышения профессионального мастерства, выработки дальнейшего наращивания усилий по ликвидации последствий аварии, укреплению морального состояния, определению мер нравственного воспитания. Правильно была взята линия на то, что руководители, политработники, секретари партийных и комсомольских организаций не стремились выискивать недостатки, ошибки, чтобы отчитывать за них виновников. Каждый знает, каким бывает настроение, когда звучат только одни упреки, а все позитивное, сделанное при большом старании, да еще в такой сложной обстановке, остается незамеченным.

Цена каждой ошибки в этих экстремальных условиях высока, ошибки неизмеримо дорого обходятся людям. И тем не менее руководители всех рангов считали целесообразным не «уличать» сотрудников в допущенных ошибках, а вместе с ними выяснять причины недостатков, аргументированно убеждать их в опасности негативных последствий неточного выполнения приказов, тактично подсказывать кратчайшие пути устранения ошибок.

Чрезвычайная обстановка в особой зоне еще раз подтвердила, что владеть положением дел и активно влиять на него может лишь тот руководитель, политработник, который быстро и трезво, без суеты и нервозности оценивает содавшуюся ситуацию, реально видит перспективу развития событий, знает возможности подчиненных ему людей, сил и средств, умеет использовать их своевременно и с наибольшим эффектом,

доброжелательно относится к кадрам. Это улучшает морально-психологический климат в коллективах, повышает активность сотрудников.

Такая атмосфера была характерна для многих органов и подразделений внутренних дел, выполнявших боевые задачи в зоне. Взять, к примеру, сводный отряд сотрудников органов внутренних дел Винницкой области. Здесь командир полковник милиции Н. Л. Лебедев и его заместитель по политчасти полковник милиции В. А. Сущик считали своей важнейшей задачей ежедневно побывать в каждом из подразделений отряда, в местах несения службы, быта, отдыха сотрудников. Глубокое знание жизни и деятельности личного состава, его морального состояния позволяло руководителям, замполиту с максимальной объективностью анализировать результаты работы каждого сотрудника. Не случайно в отряде не звучали общие слова вроде «повысить», «улучшить», «работал неплохо», а конкретно и аргументированно сравнивались результаты деятельности подразделений, отдельных сотрудников.

В оперативно-режимной зоне особо остро встали проблемы быстрого формирования и становления совершенно новых коллективов сотрудников из различных органов внутренних дел, их профессиональной и морально-психологической подготовки к выполнению боевых задач в сложной радиоактивной обстановке. Решение этих и других задач обеспечивалось всеми формами, методами и средствами работы с людьми с учетом специфики экстремальных условий.

Живое слово правды в районе аварии на АЭС имело особый смысл и большую силу. Оно нацеливало, мобилизовывало людей на победу над атомной стихией. Здесь не было пустых слов. В зоне слово тоже было делом, оно четко выражало обстановку, задачи, настрой людей.

Именно такое значение имели слова приветственных телеграмм Министра внутренних дел СССР А. В. Власова и Министра внутренних дел УССР И. Д. Гладуша, направленных по случаю Первомая личному составу, действующему в районе Чернобыльской АЭС.

Во всех подразделениях, выполнявших задачи по ликвидации последствий аварии на АЭС, состоялись митинги, в ходе которых были зачитаны тексты этих приветственных телеграмм. Их участники заверили правительство в том, что не пожалеют сил, а если понадобится, то и жизни, чтобы успешно выполнять поставленные перед ними задачи. Перед личным составом выступали заместитель Министра внутренних дел УССР генерал

майор Г. В. Бердов, генерал-майор Ю. А. Вошкин, генерал майор А. И. Боровик. На митинге особо отличившимся при выполнении боевых задач сотрудникам были вручены именные часы. Приветственные слова, проявленное внимание к людям стали важным мобилизующим и вдохновляющим фактором.

Руководящие кадры органов и подразделений внутренних дел особое значение придавали постоянному общению с личным составом, с каждым сотрудником, единству слова и дела. Этим обеспечивалась необходимая максимальная конкретность воспитательной работы с каждым человеком. В оперативно-режимной зоне она велась широким фронтом с участием всех категорий руководящих кадров.

Особое значение придавалось обязательному участию в воспитании личного состава непосредственных начальников и вышестоящих руководителей, которые оказывали большое воздействие на формирование у сотрудников понимания ситуации и чувства ответственности за свой вклад в ликвидацию последствий аварии. Результаты их организаторской и воспитательной работы во многом зависели от умения каждого управлять действиями личного состава в экстремальных условиях, знания подчиненных им людей, их морально-психологического состояния, обстановки на порученных участках.

«Приступая к действиям в районе АЭС,— отметил заместитель Министра внутренних дел республики руководитель оперативной группы МВД УССР по ликвидации последствий атомной стихии А. Н. Чистяков, — мы ставили перед каждым руководителем задачу — основательно, до тонкости знать положение дел на всех направлениях нашей работы, подготовленность к ней, настроение и моральный дух личного состава».

Все прибывающие в зону руководители, используя необходимые силы и средства, начинали работу с изучения нелегкой поначалу практики оперативно-служебной деятельности и с анализа опыта воспитательной работы своих предшественников.

Необходимо со всей объективностью сказать, что несмотря на высокое физическое и психологическое напряжение, которое потребовалось для выполнения боевых задач в сложной радиоактивной обстановке, не отмечалось серьезных срывов, случаев грубости руководителей по отношению к подчиненным. Коллегия МВД СССР ориентировала руководителей на то, чтобы они проявили особую заботу о личном составе, действующем в экстремальных условиях, стремились проникать во внутренний мир каждого сотрудника, правильно понимали и оценивали его морально-психологическое состояние, определяли, на сколько он готов к выполнению того или иного ответственного задания, помогали ему обрести уверенность в своих силах и учили наиболее рационально использовать время нахождения в опасной зоне.

Хотелось бы подчеркнуть, что руководящие кадры МВД, УВД органов внутренних дел и в этот сложный период серьезных испытаний профессиональной зрелости кадров обеспечили твердость и непрерывность управления, делом доказали верность служебному долгу, показали умение и способность вести за собой людей, воспитывать и проявлять заботу о них. Забота о личном составе, его безопасности, моральном состоянии была в поле зрения всех: руководителей, политработников, партийного и комсомольского актива. Для многих руководителей оперативно-служебная деятельность слилась здесь с профессиональным воспитанием сотрудников, возросшей личной ответственностью за их судьбы, дела, нравственный облик, верность долгу, за жизнь и здоровье каждого.

Следует отметить и особо подчеркнуть важность и своевременность установок Министра внутренних дел республики И. Д. Гладуша, которые он дал утром 3 мая на кратком инструктаже руководящих кадров перед отправкой оперативной группы МВД УССР в район АЭС. «В условиях тяжелых испытаний,— сказал Министр,— перед лицом опасности люди все равны. В связи с этим я хотел бы напомнить всем руководителям непреложную истину: командир силен подчиненными, подчиненные сильны командиром. В Припяти и Чернобыле мы обязаны взять на себя большую, чем другие, меру ответственности за ликвидацию последствий аварии на АЭС. Здесь мы не можем исключить того, что нам придется испытать себя не только на нравственную и профессиональную зрелость, но и, как говорится, на изгиб, а может быть, и на излом. И при всем этом надо максимально напрягать не только умственные и физические силы, но и душу, свое сердце, объемнее понимать людей. Внимательное отношение к людям, теплое ободряющее слово, сердечная благодарность за добрые дела окрыляют их. Здесь о каждом необходимо судить по тому, как он проявил себя в критической ситуации труднейшей борьбы с последствиями аварии. Нужно, чтобы каждый сотрудник был оценен по достоинству. Прошу всегда помнить, что это придает людям силы». Следует отметить, что эта линия неуклонно проводилась в жизнь руководителями органов, политическим и кадровым аппаратом. Ее проведение строго контролировалось Министром,

Такое отношение к организации работы с личным составом в экстремальных условиях передалось всем руководителям, политработникам, партийным активистам системы МВД республики. Оценка вклада в ликвидацию аварии была дана каждому. Потом за образцовое выполнение служебного долга в ходе ликвидации последствий аварии на АЭС и проявленные при этом мужество, героизм, самоотверженность, инициативу и выдержку сотни сотрудников органов внутренних дел республики были награждены орденами, медалями, знаком ЦХ ВЛКСМ «Воинская доблесть», Почетными грамотами, нагрудными знаками, ценными подарками, деньгами. Многим сотрудникам были вручены письма-благодарности.

В работе с личным составом особое внимание уделялось нравственной закалке молодых, как говорится, «не обстрелянных» еще в экстремальных условиях сотрудников. При этом использовались различные формы. В сводном отряде личного состава органов и подразделений внутренних дел Киевской и Винницкой областей, например, который обеспечивал охрану общественного порядка, сохранность собственности личного имущества эвакуированных граждан в г. Припяти, за молодыми сотрудниками были закреплены наставники. Патрульные группы формировались здесь таким образом, чтобы вместе с милицейской молодежью 4часовую службу в городе несли более опытные работники во главе с офицерами. Перед заступлением каждой из шести смен в сутки руководители, замполиты проводили индивидуальные собеседования с молодыми сотрудниками, объясняли важность выполнения предстоящих задач, правила противорадиационной защиты. Организовывались встречи впервые заступающих на боевое дежурство с теми, кто уже не раз выполнял эти задачи, изучались схемы маршрутов, при этом выделялись наиболее опасные в радиационном отношении участки, проводился подробный инструктаж об особенностях несения службы в Припяти. Сотрудников кратко информировали о наиболее актуальных вопросах внутренней жизни и международного положения, а также об обстановке в районе АЭС. Наставники информировали руководство о проведенной ими работе с подчиненными, о том, как в течение смены каждый молодой сотрудник выполнял боевые задачи в г. Припяти.

Индивидуально-воспитательная работа в оперативно-режимной зоне была главной, наиболее целесообразной формой работы, влияющей на эффективность выполнения личным составом боевых задач. Она заняла ведущее место в работе с людьми всех должностных лиц — от Министра и начальника сводного отряда МВД УССР до руководителя смены.

Предметом особой работы руководителей, политработников являлось улучшение информирования личного состава. При этом практиковались наиболее приемлемые формы информирования, постоянно обновлялась его тематика, соблюдалась периодичность. Скажем, единый день политинформирования, который 22 мая был проведен во всех органах и подразделениях внутренних дел, находящихся на территории Киевской области, был посвящен теме: «О деятельности личного состава по обеспечению специальных мероприятий в связи с аварией на ЧАЭС». Перед сотрудниками выступали руководящие работники МВД СССР, МВД УССР, УВД Киевского облисполкома, органов и подразделений внутренних дел.

В отличие от обычных условий жизни и деятельности личного состава, его политическое информирование велось ежедневно.

Оправданным было и то, что политорганы представляли замполитам, парторганизациям, идеологическим кадрам практически полную самостоятельность в определении тематики и времени политинформирования личного состава, с учетом условий, специфики выполняемых ими задач, внося лишь некоторые коррективы в эту работу.

В связи с большим мобилизующим и воспитательным значением пропаганды героических и самоотверженных действий участников ликвидацици последствий аварии перед руководящими кадрами встала задача донести до каждого сотрудника системы МВД атмосферу чернобыльских будней, максимально используя для этого все формы влияния для дальнейшего укрепления морального состояния личного состава, мобилизации его на выполнение оперативно-служебных задач. К этой работе привлекались сотрудники, хорошо проявившие себя в период несения службы в оперативно-режимной зоне.

В беседах, информациях руководители, политработники, активисты на конкретных примерах разоблачали клеветнические измышления тех, кто пытался посеять панику среди населения.

В воспитательной работе с личным составом, действующим в зоне, большое значение уделялось использованию печати, радио и телевидения. Так, повсеместно было организовано обсуждение выступлений по телевидению и многочисленных интервью заместителя председателя Совета Министров СССР, председателя Правительственной комиссии по ликвидации последствий и установлению причин аварии на АЭС, материалов пресс-конференций в Москве, статей в центральной, республиканской печати, в других газетах, посвященных этим вопросам.

Политработники, партийный и комсомольский актив ежедневно доставляли и распространяли газеты, журналы, регулярно проводили их тематические обзоры, беседы о содержании наиболее актуальных материалов. В действующих в зоне органах и подразделениях были созданы витрины и стенды для газет.

МВД Республик Украины и Белоруссии централизованно выпустили несколько тысяч художественно оформленных бланков «боевых листков», специально предназначенных для освещения деятельности личного состава в районе АЭС. Была выпущена массовым тиражом листовка с текстом стихотворения А. Прокофьева «Кто, если не мы».

Во всех действующих здесь подразделениях выпускались «боевые листки», «Молнии», регулярно выходили стенные газеты,

а в Винницком, Черниговском, Черкасском и ряде других сводных отрядов выходили и фотогазеты, в которых регулярно освещались будни личного состава, результаты службы, умелые действия конкретных людей, нарядов, коллективов сотрудников.

Следует сказать, что все, кто непосредственно участвовал в воспитании личного состава, еще никогда не подкрепляли эту работу такой конкретной информацией о содержании повседневных дел сотрудников на всех участках работы. С первых после аварии минут, часов, в течение всего последующего периода никто из руководителей органов и подразделений внутренних дел не изменил правилу: «Быть там, где труднее. Если не увидишь все сам, значит, не оценишь правильно обстановку, не примешь наиболее верное решение, не узнаешь настроение людей, их нужды».

По этим и другим актуальным вопросам работы с людьми регулярно давалась ориентация руководящим кадрам.

И еще об одном важном аспекте этой проблемы. По истечении 10 лет после Чернобыльской трагедии не ослабло значение опыта тех дней. В работе с людьми никто не должен быть в плену у формы. Их воспитание должно вестись непрерывно, там, тогда и так, где, когда и как позволяет обстановка боевых действий. Но одно в этих условиях обязано быть неизменным — эта работа должна вестись напрямую, как говорят, с глазу на глаз, с каждым человеком, на его боевом посту и в месте его отдыха, в автобусе, в машине и во время обеда, в ходе беседы и объективного анализа действий, путем поощрения за мужество, личного примера, доверия.

Другими словами, воспитательная работа с людьми должна полностью соответствовать задачам, поставленным перед личным составом, а также условиям, в которых он несет службу.

С учетом этого и строилась вся работа с личным составом по обеспечению оперативно-служебной деятельности на различных этапах ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Газета «Правда» в те дни писала: «В Чернобыле суровый экзамен держали и держат все — пожарные, транспортники, строители, медики, специальные части химзащиты, вертолетчики и другие подразделения МО и МВД. С полным основанием можно сказать — при всей тяжести случившегося ущерб оказался ограниченным в решающей мере благодаря мужеству и мастерству наших людей, их верности своему долгу, слаженности действий тех, кто принимает участие в ликвидации последствий аварии».