РУБИН Разработка противопожарных мероприятий

РУБИН

ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ

(495) 624-03-26
924-52-10



МЧС
МЧС

Стенограмма выступления Министра МЧС России С. К. Шойгу перед депутатами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 3 марта 2010 года



Стенограмма выступления Министра МЧС России С. К. Шойгу перед депутатами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 3 марта 2010 года

Доклад Министра МЧС России С. К. Шойгу

Ответы С.К. Шойгу на вопросы

Комментарии



Уважаемые члены Совета Федерации!



Правительством Российской Федерации принимаются серьезные меры по совершенствованию прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций. При этом отправной точкой является аксиома, что предотвратить чрезвычайную ситуацию менее затратно, чем ее ликвидировать.

С учетом непростой экономической обстановки, сложившейся в стране, деятельность органов управления и сил МЧС по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций была, тем не менее, достаточно результативной. Отмечу основные профессиональные итоги этой работы.


В 2009 году совместными усилиями федеральных структур и субъектов Российской Федерации количество чрезвычайных ситуаций снижено на 100 единиц, что составляет почти 20 % от показателей 2008 года.

При этом количество погибших при них людей сокращено на 7%. Удалось сохранить тенденцию сокращения числа погибших на водных объектах.

Также совместными действиями пожарной охраны всех видов количество пожаров сокращено на 7,3 процента, а гибель при них людей уменьшена на 9,1 процента, что крайне важно, ведь это почти 1400 сохраненных человеческих жизней.

Всего за прошедший год в ходе аварийно-спасательных работ, тушения пожаров и ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий спасено более 153 000 человек.

В 2009 году из Резервного фонда Правительства Российской Федерации на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций выделено более 3,2 млрд. рублей. Конкретную помощь получили 19 субъектов Российской Федерации. Более 70 000 граждан получили единовременную материальную помощь, почти 4 000 – новое жилье взамен утраченного. Восстановлены жилые дома, объекты социальной сферы и коммунального хозяйства.

Проведены международные спасательные и гуманитарные операции в Боливии, Палестине, Афганистане, Таджикистане, Намибии, Украине и других странах.

Уже в этом году спасательные силы России приняли активное участие в ликвидации последствий разрушительного землетрясения на Гаити. Сегодня наши подразделения вылетают в Чили.

Значительно улучшено реагирование на дорожно-транспортные происшествия. В прошедшем году подразделения МЧС России совершили более 67 000 выездов (на ДТП), что в три раза больше, чем в 2008 году. На дорогах спасено и оказана помощь свыше 50 000 человек.

Обезврежено взрывоопасных предметов более 28,8 тысячи единиц, в том числе 462 авиабомбы.

Совершенствуется законодательная и нормативно-правовая база. На федеральном уровне принято более 20 законодательных и более 110 нормативных актов по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности. Выражаем признательность Совету Федерации за поддержку наших законодательных инициатив. В субъектах Российской Федерации полностью приняты рекомендованные МЧС России нормативно-правовые документы. Завершается данная работа в муниципальных образованиях. Проведена переподготовка более 38 тысяч человек руководящего состава и специалистов. Изучили основы безопасности жизнедеятельности более 15 миллионов учащихся и студентов. Все это достигнуто благодаря слаженной работе функциональных и территориальных подсистем РСЧС, самоотверженной работе спасателей, пожарных и военнослужащих.

Одним из приоритетных направлений деятельности Правительства Российской Федерации и, соответственно, МЧС России является повышение эффективности мероприятий по прогнозированию и предупреждению чрезвычайных ситуаций. Активно ведется работа по дальнейшему развитию РСЧС. В стране создан и функционирует Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций. В этом году завершаются строительство Координационного сейсмологического прогностического центра Российской академии наук и модернизация Федеральной системы сейсмонаблюдений и Системы предупреждений о цунами. Особого внимания требуют циклические природные опасности, такие как наводнения, природные пожары.

Вчера мы провели селекторное совещание по организации мер по готовности сил к пропуску весенних паводковых вод в этом году. Хочу отметить, что важнейшие задачи снижения рисков возникновения циклических природных чрезвычайных ситуаций, в том числе и паводков, должны решить субъекты Российской Федерации.

Нами уже сейчас созданы пилотные проекты мониторинга состояния защищенности критически важных объектов и объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения в субъектах Российской Федерации. Все это позволяет организовать своевременное принятие необходимых управленческих решений по обеспечению безопасности населения и объектов экономики.

В третьем квартале текущего года мы завершим работу по созданию пилотной зоны комплексной системы обеспечения безопасности в Санкт-Петербурге, при этом все созданные в городе системы безопасности и другие информационные системы будут объединены в единую комплексную систему. Это позволит обеспечить единый подход к созданию комплексной системы безопасности в субъектах Российской Федерации, в том числе при проведении Международного саммита АТЭС во Владивостоке, Универсиады в Казани, Олимпийских игр в Сочи.

Кроме того, для сокращения сроков реагирования при спасении пострадавших, мы активно внедряем современные высокоэффективные технологии, в том числе авиационные. При этом применение новейших оперативных форм и методов спасения на автомобильных трассах и на железнодорожных магистралях позволит нам сохранить человеческие жизни при авариях и катастрофах.

Важнейшая роль в предупреждении чрезвычайных ситуаций и в их ликвидации отводится системе антикризисного управления. Два года эффективно функционирует Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС). Он обеспечивает координацию и оперативное управление силами и средствами РСЧС. В прошлом году на базе Национального центра проведено свыше 30 заседаний правительственных комиссий по вопросам мониторинга чрезвычайных ситуаций, предупреждения и ликвидации аварий и крупных пожаров.

В 2009 году принята в эксплуатацию первая очередь системы оповещения населения, развернуты работы по созданию второй очереди. Уже сейчас обеспечиваются гарантированные информирование и оповещение более 30 миллионов человек. После завершения в этом году мероприятий по созданию второй очереди и с учетом развертывания этой системы в метрополитенах Москвы, Санкт-Петербурга и Казани будут обеспечиваться гарантированные информирование и оповещение около 60 миллионов человек единовременно. Последовательное снижение рисков чрезвычайных ситуаций и повышение защищенности населения обеспечивают мероприятия федеральной целевой программы, принятой Правительством.

В рамках Федеральных целевых программ по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций, а также по преодолению последствий радиационных аварий и катастроф выполнены работы по развитию и совершенствованию технических средств и технологий защиты населения территорий. Проведены системные исследования в области анализа опасных природных явлений, возвращено в хозяйственный оборот более 84 тысяч гектаров лесов, расположенных на радиоактивно загрязненных территориях. Обеспечено повышение качества жизни более 550 тысяч человек.

Таким образом, Правительством Российской Федерации принимаются необходимые меры по внедрению и использованию современных методов прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций. Это, в свою очередь, представляет эффективность деятельности всей системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения. Здесь, прежде всего, я имею в виду сокращение числа погибших при пожарах и чрезвычайных ситуациях, десятки тысяч спасенных жизней, а именно это является целью нашей деятельности.

Уважаемые члены Совета Федерации, что касается состояния пожарной безопасности в Российской Федерации, то необходимо отметить, что на протяжении последних лет нам удалось добиться устойчивой положительной динамики ее показателей. Хочу напомнить, что в 2002 году на момент передачи вопросов пожарной безопасности в МЧС России при пожарах в стране погибло более 20 тысяч человек в год. В 2009 году погибло 13,9 тысячи человек. Приведенные цифры говорят сами за себя. Однако мы продолжаем усиленно работать по совершенствованию пожарной безопасности. Основное внимание уделяется развитию сил и средств пожаротушения и повышению эффективности профилактической и надзорной деятельности.

Для влияния на оперативную обстановку с пожарами Правительством Российской Федерации принята и реализуется федеральная целевая программа "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года". За первые два года ее реализации существенно улучшилась и обстановка с пожарами. В рамках названной программы, а также планов и протоколов, мероприятия реализуются совместно с субъектами Российской Федерации… Только в прошедшем году построено и отремонтировано более 310 пожарных частей, оборудованы системами оповещения и управления эвакуацией 5 тысяч учреждений образования, социальной защиты и здравоохранения, автоматическими пожарными сигнализациями – более 5,8 тысяч объектов, приобретено свыше 1,5 тысячи единиц пожарной и спасательной техники.

В среднем количество пожаров в год сокращается на 12–15 тысяч. Гибель людей при них уменьшается на 1100–1300 человек каждый год. При этом впервые за последние годы не допущена гибель людей в общеобразовательных и высших учебных заведениях. Вместе с тем такие крупные по своим последствиям пожары, как в Перми, вызывают огромный общественный резонанс и свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования системы обеспечения пожарной безопасности.

Фактически завершилось формирование федеральной противопожарной службы (ФПС), созданы договорные подразделения ФПС численностью свыше 25 тысяч единиц, которые охраняют около тысячи объектов, критически важных для национальной безопасности страны, и населенные пункты, где проживают почти 2 миллиона человек. Сейчас мы проводим работу по оптимизации структуры федеральной противопожарной службы. В результате за счет сокращения административных должностей при сохранении общей численности состав боевых расчетов увеличится почти на 15 тысяч единиц. Созданы во всех субъектах Российской Федерации гарнизоны пожарной охраны, это обеспечило консолидацию всех пожарно-спасательных сил и средств, а также устойчивое управление ими.

Одним из значимых направлений нашей работы является совершенствование надзорной деятельности. Мы понимаем, что надзор – чрезвычайно тонкая и ответственная сфера для любого государственного органа. С одной стороны, очевидна необходимость установления и соблюдения жестких норм безопасности, с другой стороны, это определенное препятствие бизнесу, ограничение прав юридических и физических лиц и, чего уж говорить, благодатное поле для коррупции. С учетом этого в прошедшем году надзорная деятельность была направлена на снятие избыточных административных барьеров на пути развития предпринимательства, создание благоприятных условий хозяйствования для субъектов малого и среднего бизнеса, упрощение надзорных процедур при повышении их эффективности.

Сегодня активно внедряется система независимой оценки рисков в области пожарной безопасности. Организована аккредитация организаций, создана и совершенствуется нормативно-правовая основа функционирования системы. Сокращено число лицензируемых видов деятельности с восьми до двух. В соответствии с требованиями Технического регламента о требованиях пожарной безопасности разработаны и приняты необходимые своды правил и национальные стандарты. Сокращено количество норм, обязательных к выполнению, со 150 тысяч до 1,5 тысячи – почти в 100 раз.

Утверждены форма и порядок регистрации декларации пожарной безопасности и методики определения расчетных величин пожарного риска. Кроме того, МЧС России внесены в Правительство предложения по усилению уголовной и административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности. При этом предлагается установить размеры штрафов, соизмеримые средствам, необходимым для устранения выявленных нарушений, ввести принцип однозначности при определении ответственности за допущенные нарушения, что позволит снизить коррупционные риски.

Уважаемые члены Совета Федерации! Приведенные итоги деятельности свидетельствуют, что в стране создана и достаточно эффективно функционирует система противодействия чрезвычайным ситуациям. Наш опыт реагирования и технических достижений активно изучается и применяется мировым сообществом. Вместе с тем задач, стоящих перед нами по борьбе с чрезвычайными ситуациями и пожарами, еще очень много. Остановлюсь на важнейших из них, которые Правительством Российской Федерации определяются как приоритетные.

В первую очередь требует дальнейшего развития законодательство в области безопасности жизнедеятельности. Нами подготовлен проект федерального закона о противопожарном страховании. В феврале этого года проведена научно-практическая конференция по данному законопроекту. Буквально вчера он был рассмотрен на всероссийском совещании, где представители малого и среднего бизнеса, страхового сообщества и общественных организаций поддержали целесообразность его скорейшего принятия. Это путь решительно изменить ситуацию в сфере пожарной безопасности.

Существует серьезная проблема прикрытия более 32 тысяч населенных пунктов в сельской местности, находящихся вне зон нормативного прибытия подразделений пожарной охраны. Для организации в них профессиональной пожарной охраны потребовались бы около 40 тысяч единиц личного состава, строительство новых пожарных депо и до 20 млрд. рублей дополнительно на их техническое оснащение. Более правильным решением указанной проблемы является развитие добровольной пожарной охраны. Нами подготовлен проект федерального закона о добровольной пожарной охране. В ближайшее время, после завершения необходимых согласующих процедур, законопроект будет направлен в Правительство Российской Федерации. Мы планируем уже в 2010 году прикрыть добровольной пожарной охраной до 10 тысяч таких населенных пунктов.



Уважаемые члены Совета Федерации, в рамках подготовки проводимого сегодня "правительственного часа" в адрес министерства поступил ряд вопросов от представителей комитетов Совета Федерации. С Вашего разрешения, Сергей Михайлович, я мог бы на них ответить.

Председательствующий. Да. Спасибо большое, Сергей Кужугетович. Тогда, пожалуйста, сначала ответьте на те письменные вопросы, которые к Вам поступили, и здесь уже значительное число устных вопросов. Поэтому, сколько минут Вам нужно на письменные ответы, минут семь-восемь?

С.К. Шойгу. Да, я постараюсь коротко ответить.

Председательствующий. Спасибо. Пожалуйста.

С.К. Шойгу. Член Совета Федерации Толкачев Олег Михайлович, город Москва: "На разработки каких ведомственных или академических научных институтов опирается руководство министерства при прогнозировании оценки вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера?"

Естественно, мы в первую очередь опираемся на разработки наших научно-исследовательских институтов, у нас их два в системе. Помимо этого мы, естественно, работаем с профильными институтами Российской академии наук. И в связи с тем, что все решения этих вопросов требуют комплексного подхода, нами создан экспертный совет, в который входят ведущие ученые соответствующего профиля из разных академических институтов и институтов министерств и ведомств.

Шамков Юрий Вениаминович, Алтайский край: "Просьба поддержать законодательную инициативу членов Совета Федерации о внесении изменений в закон о трудовых пенсиях".

Мы поддерживаем эти изменения. Более того, мы вышли вторично уже с дополнительной законодательной инициативой. Суть в простом. Федеральные спасатели получают все необходимое социальное, в данном случае пенсионное, обеспечение. А те, кто работает на местном бюджете, они этого не могут. Цена этого вопроса примерно 42 млн. рублей в год. И я надеюсь, что в этом году нам удастся добиться этих изменений в законодательство.

Трофимов Евгений Никитович, Республика Коми: "Насколько эффективна система предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера?"

Конечно, нет предела совершенству, мы продолжаем работать. Очень важна для нас статистическая база по всем происшествиям: что было, когда было, при каких условиях. Но то, что касается, допустим, наводнений, то сегодня мы уже с достаточно высокой долей вероятности (около 80 процентов) можем прогнозировать те наводнения и принимать превентивные меры совместно с нашими коллегами, допустим, из Федерального агентства водных ресурсов, Гидрометцентра и Министерства обороны, что, собственно, и начнем делать буквально с 18 марта.

Представитель Пензенской области Шпигель Борис Исаакович: "Какие инновационные технологии применяются для повышения уровня осведомленности населения о риске катастроф и мерах по смягчению их последствий и защите?"

Я уже говорил о том, что мы начали три года назад внедрять систему оповещения населения в местах массового пребывания людей. В прошлом году мы вышли на уровень единовременного оповещения около 30 миллионов человек. В этом году по завершении второго этапа этой программы выйдем на уровень 60 миллионов человек. Кроме того, естественно, мы совершенствуем и другие системы оповещения, существовавшие ранее. После цунами в Юго-Восточной Азии Правительством было принято решение по созданию системы раннего оповещения о цунами. Создание этой системы завершим в этом году, но уже сейчас аппаратная база позволила нам включить систему оповещения на Дальнем Востоке, после землетрясения в Чили. И мы, естественно, зарегистрировали и своевременно оповестили всё население на побережье.

"Имеются ли данные об эффективности социальной рекламы, направленной на предупреждение чрезвычайных ситуаций?"

Вы знаете, последние данные – мы провели очень активную акцию социальной рекламы в декабре прошлого года, связанную с рождественскими каникулами. Это касалось и петард, и других мер, которые позволяют предотвратить то массовое количество пожаров, особенно гибель людей, во время рождественских праздников. Напомню, в новогодние праздники, с 1 января 2008 года по 10 января 2008 года, в среднем в сутки гибло на пожарах 100 человек, доходило иногда до 180, но в среднем 100 человек. В данном случае такая мощная активная реклама позволила нам очень серьезно сократить эту цифру, и если сравнивать 2009 год с рождественскими каникулами 2010 года, то больше 350 человеческих жизней удалось сохранить, я считаю, что в том числе и за счет такой рекламы.

Вопрос Председателя Народного Собрания Республики Ингушетия Сакалова Махмуда Султановича: "На территории Республики Ингушетия на водозаборах хранятся аварийные контейнеры и баллоны с жидким хлором более 20 лет…"

Отвечу коротко. Мы займемся буквально на этой неделе данным вопросом и постараемся нейтрализовать все эти баллоны и вывезти их оттуда.

"Необходимо принять безотлагательные меры по выполнению мероприятий по очистке русел рек и каналов Судженского хребта от кряжей, наносов, заторов, где может создаться критическая ситуация при прохождении паводка в 2010 году".

Я просто напомню о том, что это зона ответственности министерства природных ресурсов. Более того, создано специальное агентство по водным ресурсам, у них на эти цели принимается ежегодный бюджет. Естественно, мы в это вмешаемся и постараемся оказать всяческую помощь с учетом того, что и в горах там работают наши подразделения.

Республика Саха (Якутия), Матвеев Александр Сафронович: "Как МЧС относится к тому, чтобы разработать и реализовать научно-обоснованную стратегию соответствующей нормативно-правовой базы формирования системы комплексной безопасности северных регионов?"

Мы очень хорошо к этому относимся. Более того, мы в августе 2009 года в Анадыре провели международную научно-практическую конференцию "Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в Арктике". Совместно с Федеральной пограничной службой в Арктической зоне мы в ближайшие годы создадим 10 спасательных баз. В 2010 году при активном участии российских и международных общественных организаций у нас запланированы две арктические экспедиции. Мы планируем продолжать работу по формированию системы комплексной безопасности в Арктическом регионе.

"Как относится МЧС к тому, чтобы в первоочередном порядке провести необходимый комплекс мероприятий, направленных на изучение и прогнозирование влияния глобального изменения климата на жизнеобеспечение северных территорий, возникновение вследствие этого природных и техногенных?.."

Это очень обширный, очень большой вопрос. И мы, естественно, в части, касающейся нас, ведем и постоянные научные исследования, и постоянный мониторинг… особенно то, что связано с потенциально опасными объектами, коммуникациями. Вы знаете, что во многих северных регионах у нас объекты находятся на сваях, на свайном поле, а в результате таких серьезных изменений начинаются просадки свайных полей. И, естественно, возникают и угроза жизни людям, и чрезвычайные ситуации на опасных объектах.

От Росселя Эдуарда Эргартовича (Свердловская область): "Какие действия предпринимает Правительство по обеспечению безопасности источников экологического загрязнения, которые образовались на протяжении многих лет при эксплуатации федеральных объектов – шахт, шлаконакопителей и других хранилищ отходов в настоящее время ликвидированных предприятий?"

Вопрос большой и серьезный. Тут речь идет не только о шахтах и шлаконакопителях, тут речь идет и об объектах, на которых и по сегодняшний день существует довольно серьезная угроза по линии радиации. Нами подготовлена по ряду объектов программа по утилизации этих отходов. Вчера мы рассматривали программу по подготовке таких хранилищ и хранилищ отходов особо опасных к пропуску весеннего паводка. Таковых у нас на территории Российской Федерации более 800. Думаю, что на этот период мы на всех этих хранилищах поставим дежурные силы для того, чтобы нам своевременно реагировать на эти вещи.

А если говорить в целом, то, на наш взгляд, должна быть отдельная программа по таким потенциально опасным объектам.

Все вопросы, Сергей Михайлович.


Председательствует
первый заместитель Председателя Совета Федерации
А.П. Торшин


Председательствующий. Спасибо большое, уважаемый Сергей Кужугетович. Оставайтесь, пожалуйста, на трибуне. Переходим к вопросам.

Владимир Васильевич Литюшкин, пожалуйста, Ваш вопрос.

В.В. Литюшкин, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Мордовия.

Спасибо, Александр Порфирьевич.

Уважаемый Сергей Кужугетович, спасибо Вам за полный и профессиональный доклад. Но у меня два вопроса. Предполагается ли расширение перечня предоставляемой информации от подразделений Росгидромета России подразделениям МЧС России по субъектам Российской Федерации, включая информацию в предпаводковый, паводковый, пожароопасный периоды на безвозмездной основе?

И второй вопрос. Планируется ли увеличение штатов территориальных центров мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций с возможностью финансирования из федерального бюджета? Спасибо.

С.К. Шойгу. Мы заложили уже в этом году… Я с последнего вопроса начну, с Вашего позволения. Мы уже в этом году заложили средства не то, что на увеличение численности, а на оснащение самыми современными методами, которые позволили бы достаточно эффективно вести мониторинг.

То, что касается Росгидромета… Данные Росгидромета на безвозмездной основе (Вы задели очень важный, на мой взгляд, вопрос) важны в какой части? Знаете, когда какая-либо организация берет за свой товар деньги, то она должна отвечать за качество этого товара. Исходя из этого… когда любая служба дает какой-то прогноз, в данном случае мы вместе с Росгидрометом… или Росгидромет отдельно от нас дает штормовое предупреждение, допустим, то, естественно, он должен отвечать за точность этого прогноза, потому что приводится достаточно большое количество сил, средств в готовность. Хорошо, если этот прогноз не оправдается. А если он оправдается, точнее, если они его не дадут, это произойдет. Поэтому, мне кажется, здесь надо найти такую, что ли, меру ответственности за выдаваемые прогнозы…

Председательствующий. Спасибо.

С.К. Шойгу. Только так, мне кажется, можно будет заставить постоянно совершенствовать методы, оборудование и системы по прогнозированию, особенно сложных гидрометеорологических явлений, потому что от этого зависит работа авиации, от этого зависит работа флота (от точности прогнозов) и многих других подразделений. Спасибо.



--------------------------------------------------------------------------------

От точности прогноза Росгидромета зависит правильный план реагирования на возможные чрезвычайные ситуации, в том числе расчет сил и средств, которые будут задействованы в минимизации той или иной ЧС.

МЧС России занимается составлением краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов чрезвычайных ситуаций, на основе которых вырабатывается дальнейший план действий во всех субъектах РФ. Прогноз МЧС составляется на основе данных Росгидромета и именно поэтому так необходима точность таких прогнозов.

Речь идет о том, что в случае некорректного прогноза МЧС не сумет вовремя задействовать необходимые ресурсы и скоординировать действия заинтересованных службы для минимизации последствий ЧС, или наоборот, силы и средства могут быть использованы не рационально в ожидании прогнозируемой ЧС, которая на самом деле не произошла.



--------------------------------------------------------------------------------

Следующий вопрос. Валерий Иванович Федоров, пожалуйста.

В.И. Федоров, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Вологодской области.

Спасибо.

Уважаемый Сергей Кужугетович! Как всегда, четкий доклад, честные ответы на нелегкие вопросы. Спасибо.

У меня вопрос. Сейчас много говорят и пишут, что надо дать свободно работать бизнесу. МЧС России, мы знаем, делает большую работу по снятию нагрузок на бизнес-сообщества. Что планируется предпринять по противодействию коррупции, по снятию избыточных административных барьеров на пути развития предпринимательства? Спасибо.

С.К. Шойгу. Хороший вопрос.

На самом деле делается многое. Я хотел бы в обратную сторону отправить этот вопрос: что бизнес планирует сделать для того, чтобы нам стало нормально и спокойно жить? У бизнеса должна быть своя доля ответственности. Я уже перечислил те меры, которые принимаем мы. Мы первыми в нашей стране приняли первый технический регламент (спасибо за это вам и нижней палате) в области пожарной безопасности. Что мы сделали? Мы собрали все нормы пожарной безопасности воедино, подсчитали, сколько их, оказалось, 150 тысяч. Многие из них противоречили друг другу. Мы их сократили в 100 раз, оставили 1500. Мы сказали, что мы не будем бегать за каждым из вас. Мы говорим: "Заполните декларацию, что ваш объект вот так вы защищаете". Тут же малый бизнес придумал, как на этом зарабатывать. Появились организации, которые сказали: "Только мы можем заполнять эти декларации. Приходите к нам, за 200 тыс. рублей мы заполним эти декларации". Мы кричим на каждом углу: "Вы сами можете их заполнить. Человек, имеющий даже среднее техническое образование, в состоянии заполнить это, не говоря уж про высшее". Нет, тем не менее они идут туда, потом выходят на страницы газет и жалуются: "Вы знаете, мы пошли, а нам говорят: "200 тысяч, тогда…" До тех пор, пока у нас не появится внятная, ясная система страхования рисков, страхования от пожаров, когда бизнес будет общаться с бизнесом, когда они сами друг друга, пусть (не хочу других слов говорить, плохих слов говорить)… упражняются друг с другом…

Теперь то, что касается коррупции. Страшное, конечно, это дело, каждый год мы как-то сокращаем, сокращаем это всё, но, поверьте мне, настолько глубоко, что ли, это укоренилось в нашем обществе, что в один день это, конечно, победить сложно. Но те меры, которые мы предложили: независимый аудит безопасности, страхование рисков, страхование (кто-то его называет "огневое", а кто-то называет "пожарное страхование")… С одной стороны, мы не можем насильно заставить человека заботиться о собственной безопасности. Для этого нужны эффективные финансовые механизмы. Что такое – дать взятку инспектору пожарного надзора? Никто же не дает взятку врачу за то, чтобы он не заметил болезнь у пациента! Вы приходите к врачу или вызываете его для того, чтобы он обнаружил вашу болезнь и постарался ее вылечить. В данном случае приходит точно такой же врач, только по болезням зданий. Ему дают деньги и говорят: "Слушай, парень, ты не замечай наших болезней". Потом, если рухнет, посадят его.

Поэтому я говорю, что мы готовы отвечать и отвечаем за все наши… Слава богу, за последние пять лет удалось… Если вы читаете последние опросы по наиболее коррумпированным службам, то нас нет даже в десятке. Наверное, это результаты в том числе и определенной работы, но дел еще в этой части еще очень и очень много. И я еще и еще раз хочу призвать бизнес навстречу друг другу идти, тут в одиночку не справиться ни нам, ни вам. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо большое, Сергей Кужугетович.

Бато-Жаргал Жамбалнимбуев, пожалуйста.

Б.-Ж. Жамбалнимбуев, заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации, представитель в Совете Федерации от Агинской Бурятской окружной Думы.

Спасибо, Александр Порфирьевич.

Уважаемый Сергей Кужугетович, хотелось бы Вас поблагодарить за конкретный доклад и особенно за деятельность Вашу, вашего министерства по снижению потерь от чрезвычайных ситуаций.

Сергей Кужугетович, Вы много раз говорили и мы в обществе обсуждали тему добровольной пожарной деятельности. И хотелось бы понять, какие шаги готово сделать или сделало уже ваше министерство в этом направлении по законодательному обеспечению добровольной пожарной деятельности. Я думаю, это серьезный резерв для профилактики пожарной опасности в наших регионах и в нашей стране. Спасибо.

С.К. Шойгу. Спасибо за Ваш вопрос. Я в своем докладе коротко отметил, что мы делаем. Мы подготовили законопроект… Чтобы еще раз подчеркнуть важность этого вопроса, хочу сказать, что у нас в стране 32 тысячи населенных пунктов, которые находятся вне радиуса действия наших подразделений. Если вы помните советское время, то в то время прикрытие этих населенных пунктов осуществлялось так: там на одном доме висел багор, на другом ведро, на третьем еще что-то – это то, что должен был хозяин этого дома нести во время пожара в этом населенном пункте.

Мировой опыт говорит о том, что основную нагрузку должны нести как раз те самые добровольцы. Насколько они добровольны?.. Помимо их желания и стремления оказывать помощь людям и при пожарах, и при других чрезвычайных ситуациях должна быть, естественно, и какая-то, что ли, социальная защита. В Соединенных Штатах это освобождение их от социальных налогов, освобождение их от пенсионного налога. Их не могут сокращать даже в кризисное время со своих основных рабочих мест. Что такое социальный налог в Соединенных Штатах, я надеюсь, вы знаете – это почти 40 процентов от заработка. Есть страны, в которых бесплатно дается топливо на каждый месяц для того, чтобы человек мог добираться до места службы. По-разному к этому делу подходят.

Поэтому мы подготовили такой законопроект. Я надеюсь, что в этом году он будет принят. Но, не дожидаясь этого закона, мы эту работу ведем. Из 32 тысяч неприкрытых населенных пунктов мы уже в этом году хотим 10 тысяч все-таки прикрыть, не дожидаясь этого закона.

Председательствующий. Спасибо, уважаемый Сергей Кужугетович.

Юрий Вениаминович Шамков, пожалуйста, Ваш вопрос.

Ю.В. Шамков, заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и туризму, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Алтайского края.

Уважаемый Сергей Кужугетович, у меня вопрос следующего характера. По 151-му закону об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей спасатели, работающие в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях, созданных как при федеральных органах власти, так и в субъектах Российской Федерации, имеют одинаковый статус, выполняют одну и ту же работу. Но по
173-му закону о трудовых пенсиях в Российской Федерации федеральные спасатели имеют определенные льготы, выходя на пенсию, а спасатели, которые работают в субъектах, не имеют таких льгот. Цена вопроса по году – 39 млн. рублей. Вопрос: считаете ли Вы лично, что их надо уравнять, региональных спасателей? И если да, то мы с коллегами готовы подготовить законодательную инициативу. И можем ли мы в таком случае рассчитывать на Вашу личную поддержку при прохождении этой инициативы в Правительстве Российской Федерации, конкретно в Минфине? Спасибо.

С.К. Шойгу. Я тоже говорил об этом в своем выступлении. Не только можете рассчитывать, а я предпринимаю все необходимые шаги для того, чтобы как можно скорее этот закон был принят. Там, правда, не 39 миллионов, а 42, где-то такой порядок цифр.

Я на позапрошлой неделе говорил со спикером нижней палаты и просил, чтобы он подписался под законодательной инициативой, на что получил добро. Я не обладаю правом законодательной инициативы. Если Вы также подключитесь к этому, я Вам буду только признателен. А то, что касается Правительства, конечно, мы постараемся сделать всё, чтобы этот закон прошел через Правительство.

Председательствующий. Спасибо большое, уважаемый Сергей Кужугетович.

Виктор Петрович Орлов, пожалуйста, Ваш вопрос.

В.П. Орлов, председатель Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Камчатского края.

Уважаемый Сергей Кужугетович, Вы знаете, что самым опасным в сейсмическом отношении регионом в мире является Тихоокеанское кольцо (сейсмическое или вулканическое кольцо). У нас расположены в пределах кольца Сахалин, Курилы и Камчатка. В январе этого года на 18-м парламентском форуме стран Азиатско-Тихоокеанского региона делегации России и Японии выступили с предложением о создании единой международной сети наблюдения, прогнозирования и предупреждения, а возможно, даже и единых резервов (по типу того, как у вас создано при министерстве, возможно). Я понимаю, это, наверное, не первое предложение, и не новое, но тем не менее: как относитесь вы именно к этой идее? Стоит ли нам, парламентариям, на следующей сессии (она будет через год) продолжить эту тему? Это первый вопрос.

И второй вопрос, короткий. Планирует ли МЧС совместно с Минприроды разработать законопроект о наводнениях? Спасибо.

С.К. Шойгу. Что касается первого вопроса... Знаете, инициатива, конечно, хорошая, но давайте мы в этом году закончим свою единую систему, единую сеть сейсмонаблюдения. Я просто для коллег скажу, что у нас в стране существует пять систем сейсмонаблюдения: система Министерства обороны, система наблюдений по контролю за испытанием ядерного оружия, система Росгидромета, система академии наук, система бывшего Госстроя, а ныне Минрегиона. Мы примерно 12 лет назад начали создавать единую систему, естественно, параллельно с этим переоснащая станции сейсмонаблюдения, чтобы можно было получать своевременную и более точную информацию о сейсмособытиях. Конечно, вы знаете о том, что институты и центры Росгидромета и академии наук – в полном взаимодействии с центрами в той же Японии, в той же Калифорнии (с этой сетью). Наверное, это будущее, и когда будет единая сеть сейсмонаблюдения по всему миру... Для этого, конечно, очень многое надо сделать: это адаптированное оборудование, интегрированное между собой, это очень серьезные информационные возможности по передаче больших объемов и блоков информации.

Если говорить о резервах, то мы подписали в феврале… и создали такой центр на Балканах. В этой конференции… в создании этого центра сейчас принимают участие 17 стран, в том числе, кстати сказать, и небалканских. В частности, подключилась Швейцария, подключилась Япония, потому что они понимают, насколько важно иметь резервы, в том числе резервы техники, на случай разного рода чрезвычайных ситуаций, в том числе, кстати, и паводков, которые с завидной регулярностью поражают Европу. В этом году там тоже… Мы, во всяком случае, прогнозируем довольно серьезные события в связи с огромными запасами снега и влаги в снеге.

Теперь то, что касается закона о паводках. Вы знаете, если мы так пойдем по всем видам чрезвычайных ситуаций, сегодня закон о паводках, завтра закон об эпидемиях, послезавтра – об эпизоотиях, эпифитотиях, землетрясениях, селях, оползнях, лавинах, ураганах… Ну, давайте подумаем, я не уверен, что именно такой закон нужен. На самом деле, я Вам скажу, мы каждый год и в этом году… Вчера утвержден план: в этом году на борьбу с паводками будет выведено 59 тысяч человек, 16 тысяч единиц техники, почти 2,5 тысячи плавсредств, плюс авиация, в том числе авиация Министерства обороны, по разрушению ледового покрова.

Это большая, серьезная работа, и, слава богу, она сегодня, уже без всякой ревности, что ли, проходит в полном взаимодействии с нашими коллегами из других ведомств. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо большое, уважаемый Сергей Кужугетович.

Вячеслав Александрович Фетисов, пожалуйста, Ваш вопрос.

В.А. Фетисов, председатель Комиссии Совета Федерации по физической культуре, спорту и развитию олимпийского движения, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Приморского края.

Сергей Кужугетович, спасибо большое за профессиональный, как всегда, четкий и понятный доклад.

У меня вопрос такой. Я видел, как бойцы – пожарные МЧС соревновались с американцами, этими известными пожарными, и "в одну калитку" их обыграли, не то что наши олимпийцы в этом году. А что делается в системе для того, чтобы ребята, которые зачастую рискуют жизнью, имели такую серьезную физическую подготовку? Спасибо.

С.К. Шойгу. Мы очень активно занимаемся этими вопросами. Мы создаем центры подготовки, центры реабилитации. Центры, где мы действительно помимо профессиональных навыков еще даем возможность нашим ребятам иметь хорошую физическую форму и, что не менее важно, проходить реабилитацию.

Мы построили большой центр на Байкале, кстати сказать, при помощи, при поддержке некоторых сенаторов, которые сидят в этом зале. Это, пожалуй, самый крупный центр подготовки спасателей в Азии, крупнее нет (во всяком случае, ни в Китае, ни в Монголии, ни в Японии).

Мы в прошлом году завершили строительство большого центра на Северо-Западе, на Онеге. У нас большой спасательный центр и центр подготовки в Красной Поляне. Мы, в общем, когда начинали его строить, не знали еще про Олимпиаду, но, учитывая то, что там большое количество и туристов, и спортсменов, такой центр построен. Он соответствует всем международным стандартам, и олимпийским в том числе. Мы строим катки, мы строим спортивные залы. И сейчас у нас в ведомстве существует и, самое главное, действует приказ, что все учебные заведения должны быть оснащены хорошими спортивными сооружениями, каковыми являются бассейны, каковым является лед, каковыми являются, естественно, многофункциональные спортивные залы. Там, где есть возможность, в том числе и футбольные поля.

Со следующего года начнет действовать приказ, в соответствии с которым все, без исключения, учебные заведения, во всех учебных заведениях физической подготовкой должны будут заниматься не менее двух часов в день. Все, без исключения, наши слушатели, курсанты – не менее двух часов в день. Не в неделю, а в день. То есть каждый день они будут обязаны заниматься физической подготовкой. Ну и, наверное, мы – первое министерство, которое ввело норму обеспечения всех слушателей, курсантов университетов, институтов нашей академии, спортивной одеждой. То есть у нас все при поступлении получают сразу помимо форменной одежды, в которой они ходят на занятия, и повседневной одежды полный комплект спортивной одежды для зимы, лета.

Вячеслав Александрович, я Вам отдельно подарю такой комплект.

Председательствующий. Спасибо большое. Тут сразу вопросы возникли, почему только ему? Понятно.

Спасибо большое, уважаемый Сергей Кужугетович.

Валерий Васильевич Сударенков.

В.В. Сударенков, член Комитета Совета Федерации по образованию и науке, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Калужской области.

Спасибо большое, господин председательствующий!

Уважаемый господин министр, Вы очень хорошо знаете город Обнинск.

С.К. Шойгу. Какой город?

В.В. Сударенков. Обнинск.

С.К. Шойгу. Да, знаю.

В.В. Сударенков. Спасибо Вам большое, что Вы там бываете. Город обладает великолепной базой по проблематике, которую мы сегодня рассматриваем. Это и Мировой центр данных, и институт гидрометеорологии, и сейсмостанция глубинная уникальная, и институт сельхозрадиологии, медицинский радиологический… и так далее. То есть такого набора стратегических институтов практически нет, наверное, ни в одном городе.

В рамках создания вами Единой сети прогнозирования и предупреждения можно было бы интегрировать эти научные силы города Обнинска, потому что они разобщены, чтобы они действовали более эффективно и на самом деле были носителями очень мощной информации в рамках всей вашей единой сети? Спасибо.

С.Г. Шойгу. Спасибо за Ваш вопрос.

Вы знаете, в рамках своей деятельности и наших функций, которые нам определены и Президентом, и Правительством, и законом, мы, конечно, объединяем в том числе и обнинские центры. Если говорить в целом, то, мне кажется, это функция Министерства образования и науки, но тем не менее…

Вот я говорил в своем выступлении о созданном экспертном совете, который у нас занимается, ну, что ли, подготовкой к выходу на вот такие серьезные, глобальные решения по основным стратегическим направлениям, в том числе и объединением усилий обнинских центров. Для решения задачи, допустим, создания единой системы сейсмонаблюдения мы работали с Обнинском, и в том числе подключали и академические институты, например Институт физики Земли… Вот такие вещи… Поэтому это абсолютно правильно. И с нашей стороны очень важно сделать так, чтобы наука могла решать задачу, ту задачу, которая действительно нам необходима, потому что сегодня многие учреждения сами выдумывают, сами решают, а потом выходят на рынок, а она никому не нужна. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо большое, уважаемый Сергей Кужугетович.

Последний вопрос. Валерий Павлович Парфенов, пожалуйста.

В.П. Парфенов, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Самарской области.

Сергей Кужугетович, добрый день! Спасибо Вам за Ваше выступление, действительно, как всегда, профессиональное.

У меня вопрос связан со средствами пожаротушения, а если быть конкретным – с производителями, которые сегодня еще "теплятся" в нашей России, выпуская в том числе и огнетушители. Сегодня они испытывают очень большие сложности и обращаются к нам, в Совет Федерации, с тем, что появилась дешевая китайская продукция на этом рынке, она практически вытесняет нашу продукцию, и разоряются наши предприятия. Такие предприятия есть, в частности, в Самарской области.

У меня два вопроса в связи с этим. Как Вы относитесь вообще к качеству этой продукции, особенно огнетушителей? Наверное, в вашем ведомстве используется это? И второй. Как ваше ведомство рассматривает вопросы возможных таможенных ограничений или таможенных тарифов, таможенных пошлин, которые бы сегодня все-таки закрыли такую нишу для китайской продукции?.. Ну, судя по тому, что говорят специалисты, с которыми мы встречались, – это весьма некачественная продукция. Спасибо.

С.Г. Шойгу. Если говорить вообще о продукции (не только об огнетушителях), то здесь ваши коллеги, которые рядом сидят, задавали вопрос о нашем взаимодействии с бизнесом и снижении нагрузки на этот бизнес.

Я вам примеры некоторые приведу. Что такое пенообразователь, я надеюсь, вы знаете. Так вот, пенообразователь… В принципе там ничего особенного и нового нет, там все одни и те же компоненты. Но у нас существует больше 30 компаний, которые в разной упаковке предлагают нам пенообразователи. То есть это одно и то же, но только они делают фирму, они… Никто не возражает, что их может быть много. Но при этом, коллеги, давайте мы в первую очередь будем говорить о качестве.

И здесь я перехожу к ответу уже на Ваш вопрос. Должны появиться, с одной стороны, у нас в стране саморегулируемые организации, которые должны регулировать этот рынок. То, что могли сделать в этой части, мы сделали. Мы развиваем этот бизнес, мы поддерживаем заводы (отечественные заводы), которые производят эту продукцию, но мы никак не можем заставить их делать то, что сегодня необходимо, уже необходимо, для страны. Понимаете?

Мы начали совместное производство с австрийской компанией "Розенбауэр". Новая машина на базе наших КамАЗов и на базе наших ЗИЛов. Мы пришли на КамАЗ, говорим: "Коллеги, давайте у вас откроем это производство, на базе КамАЗа, будем делать роскошные, хорошие машины?" Так мало того, что не открыли, но и то, что было на КамАЗе (отдельное производство), закрыли. И мы сейчас это размещаем в Торжке. А КамАЗы сейчас делаем вместе с "Розенбауэром" (шикарные машины, кстати сказать, рекомендую) на ЗИЛе. Понимаете?

Если мы говорим о китайцах… Таможня – да, это один из методов, один из способов.

Но если это по качеству соответствует, и при этом получается в 2,5–3 раза дешевле, ну, никого я не заставлю, никакими… Мы это уже проходили, когда мы на автомобили, так сказать, там закрывали (я не про подержанные автомобили в данном случае говорю, а про нормальные автомобили)… когда поднимали… и все ждали: вот завтра у нас появятся самые последние, самые современные, очень удобные и по цене, и по качеству автомобили. Но этого же не произошло. То же самое и здесь, поэтому, мне кажется, что в эту часть должен погружаться сам бизнес, и при нашей помощи. Мы готовы помогать в развитии… И не просто готовы – мы помогаем. Сейчас открываем второе совместное производство уже с другой известной компанией по производству пожарной техники. Мы все говорим о 50-метровых лестницах. Что, у нас не хватает в стране ученых-конструкторов, чтобы сделать нам 50-метровую лестницу? Я уверен, хватает. Хватает, но что-то никто не берется за это дело.

Дальше. Вы знаете о том, что у нас… Вы сказали про огнетушители, это ладно, а вот есть еще такая вещь, которая там… рукава разные. Мы их потребляем тысячами километров. И мы уже стоим на грани, когда мы перейдем почти полностью на китайские рукава, потому что они дешевле, потому что они быстрее. При этом у нас – производство этих рукавов в Алтайском крае. Значит, надо уже переходить на какие-то новые стандарты. Эти вещи… Вы затронули такой очень живой вопрос, и здесь, конечно, нам… Мне, как гражданину России и, конечно, как министру федеральному, обидно, когда там появляются…

Вы поедете на Дальний Восток, посмотрите, на каких грузовиках сейчас ездит весь Дальний Восток, самосвалах. Откуда они там? Вот дальневосточники знают. Поэтому мы готовы, но как-то хотелось бы, чтобы помимо того, что…

Знаете, мы будем… Что говорит бизнес нам? Мы будем продолжать клепать эти "самовары" в виде вот этих огнетушителей… Вы помните, "ударить головой об землю", там написано (первая строка)… А вы нас защищайте… Хотя они делают там: нажал на кнопку – получил результат. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо большое, уважаемый Сергей Кужугетович. Николай Павлович Чуркин еще записался.

Короткий? Очень коротко, потому что уже…

Н.П. Чуркин, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Московской области.

Очень коротко. Я постараюсь как бы сразу вопрос…

Вы, выполняя задачи за пределами Российской Федерации, не только делаете свое дело, которое предписано вам по уставу и по положению, вы еще являетесь визитной карточкой Российской Федерации. И я понимаю, это трудная задача, потому что там есть конкуренция, и Вы об этом прекрасно знаете. Вопросы организации взаимодействия и управления в отрыве от Российской Федерации особенно там трудны, а самое главное – трудно вам показать тот результат, которого вы достигли.

Вопрос. Как средства массовой информации помогают вам показать ваше лицо и лицо Российской Федерации, и какие бы Ваши, именно Ваши, оценки… чтобы это взаимодействие с ними было более тесным и правильным?

С.К. Шойгу. Спасибо.

Вы знаете, то, что касается средств массовой информации, у нас с ними очень активное и тесное взаимодействие, и нам тут грех обижаться на них: они, слава богу, нас освещают, освещают нашу работу. Более того, даже те, кто… зарубежные средства массовой информации, газеты, которые хотели бы нас как-то, так сказать, там задеть…

Ну, последнее – землетрясение на Гаити. Испанские журналисты… Вышла серия статей, что… Они начали как-то с того, как мы прилетели туда… что, значит, немножко покритиковали там форму одежды, еще чего-то как-то, но завершалось это все тем, что вот российские спасатели показали себя в профессионализме, а не в красивой форме там с разными фосфоресцирующими знаками. Я, естественно, пригласил после этого всех ребят, говорю: "Что же вы так подводите? Вот форма одежды…" Они говорят: "Понимаете, к сожалению, с учетом того огромного количества погибших рабочая форма приходила в негодность буквально через три-четыре часа работы".

Но это бог бы с ним… А в остальном мы, по-моему… Вот по этой работе, по работе на Гаити, российский госпиталь (в данном случае, естественно, он представлялся нашим министерством, и мы привлекали врачей и из министерства здравоохранения) признан лучшим госпиталем.

Землетрясение в Турции. Наши спасатели спасли столько же, сколько спасатели из 22 стран вместе взятые. Это говорит о хорошей подготовке не только наших спасателей, но и наших кинологических служб и многих-многих других.

Мы выиграли большой тендер по разминированию трассы будущего газопровода "Южный поток" в Сербии, два года уже занимаемся разминированием этой трассы.

Мы создали противоминный центр в Нигерии буквально в ноябре. Да, в ноябре прошлого года мы его запустили, и он в этом году должен завершить освобождение территории от мин. В Никарагуа, прощу прощения.

Сейчас мы создаем учебный центр в Гаване, центр мониторинга в Латинской Америке. Наши технологии применяются при создании центров антистихии в Иране, Китае и многих других странах.

Поэтому я тут не могу жаловаться на средства массовой информации. Мы работаем вместе, работаем активно и продвигаем флаг Российского государства на мировой арене.

Председательствующий. Спасибо большое, уважаемый Сергей Кужугетович.

Уважаемые коллеги, вопросов больше нет. Мы завершаем "правительственный час". Предлагается информацию по данному вопросу принять к сведению.

Позвольте мне от вашего имени, коллеги, поблагодарить Сергея Кужугетовича Шойгу за великолепный информационный доклад, насыщенный, с хорошим наглядным сопровождением, а также за профессиональные ответы на очень сложные вопросы, которые вы задавали.

Особенно хотелось бы отметить, что… Вы, коллеги, знаете, мы хотели заслушать Сергея Кужугетовича 17-го числа, так было в плане. Возник форс-мажор, срочно надо было выручить другое министерство. Обычно, когда у нас возникает чрезвычайная ситуация, перенос какого-то доклада министра на две недели, – это такая головная боль, так сложно.

Сергей Кужугетович откликнулся мгновенно. Действительно, МЧС оправдывает, что оно в любую минуту готово и работать, и отчитываться.

Спасибо Вам огромное. Удачи Вам! (Аплодисменты.)



Разделы / МЧС

Версия для печати

Поиск
 
Вопрос-Ответ
  База знаний Противопожарные мероприятия Файлы Фотоальбомы  




 МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Российской Федерации ДЕПАРТАМЕНТ НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЧС РоссииФАУ ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА России
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
КОМИТЕТ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ ГОРОДА МОСКВЫ
 КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА города Москвы МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ города Москвы ГУ МЧС по Московской области МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА
     

Декларация пожарной безопасности | Пожарный аудит | Пожарный риск | Пожарная декларация | План противопожарных мероприятий | Разработка ООС | ПМООС

Работает на: Amiro CMS